«Не соглашаться на легкий результат»: гендиректор Cosmoscow Николай Корьков — о том, как руководить самой масштабной арт-ярмаркой страны
Ближайшие четыре дня, с 24 по 27 октября, в «Тимирязев Центре» при информационном партнерстве BURO. пройдет международная ярмарка современного искусства Cosmoscow — одно из главных мероприятий российской арт-сцены. В преддверии события поговорили с генеральным директором Николаем Корьковым о необходимых продюсерских навыках, силе работы в команде и личной коллекции искусства.
Ты руководишь ярмаркой с 2021 года, и у тебя крепкий продюсерский бэкграунд — работал в рекламных агентствах, организовывал культурные события, а потом сотрудничал с галереей Фрола Буримского Flor et Lavr. По сути, ты всегда занимался продюсированием мероприятий в сфере культуры и искусства. Можешь сказать, что сейчас глобально ты продолжаешь этим заниматься?
Глобально — да, но уже в более широком смысле этого слова. Это все же не мероприятие, это компания, деятельность которой нужно организовывать, другими словами — продюсировать.
Просто это продюсирование другого масштаба?
Да, дело в том, что ярмарка — это все-таки синергетическая платформа, и за четыре дня на площадке происходит множество событий, поэтому это не проходящий ивент, который ты готовишь несколько месяцев, а программная история, важнейшее инфраструктурное событие, направленное на развитие и поддержку арт-рынка. Ярмарка уже давно перестала быть просто ярмаркой. Это культурная институция, которая ведет деятельность в течение всего года. С точки зрения продюсирования ее можно рассматривать как проект полного цикла — 360 градусов 365 дней в году.
Наверное, пришлось научиться делегировать?
Есть у меня вопросы к моим навыкам делегирования (смеется). Но, безусловно, за всеми направлениями деятельности ярмарки закреплены компетентные люди, мои дорогие коллеги, которым я бесконечно доверяю. Есть ведь и юридические аспекты, и финансовые, и работа с клиентским сервисом с точки зрения коммуникации с галереями, с партнерами, с художниками и с нашими посетителями — это такой огромный механизм, который на самом деле очень сильно вдохновляет.
В какой-то момент понимаешь, что просто не можешь контролировать все процессы, и тогда получается передавать задачи моим коллегам. Вопрос, наверное, заключается в том, что я все равно много моментов зацикливаю на себе и не всегда успеваю делиться информацией. Благо коллеги уже настолько адаптированы к решению задач в кратчайшие сроки, что у нас получается с ними находить общий язык, решать вопросы.
А для тех, кто хотел бы стать классным продюсером в области культуры, можешь дать совет?
Чтобы делать работу хорошо, нужно любить то, что делаешь. И еще, наверное — хотя я себе редко позволяю такое, — не бояться совершать ошибки и учиться на них. Стоит внимательно относиться к каждой составляющей проекта, продумывать его в мельчайших подробностях, но самые ценные уроки мы выносим как раз из ситуации, когда критически смотрим на результат и понимаем, что можно было сделать по-другому, лучше — в этом вижу профессиональный рост и бесценный практический опыт.
И в работе ярмарки подмечаешь порой такие недочеты?
Да, даже сейчас, несмотря на то, что готовим ярмарку в течение года и пытаемся продумать все аспекты, отмечаю для себя, что можно было бы сделать лучше, что можно пересмотреть. Хотя для посетителей какие-то наши недочеты наверняка остаются незамеченными.
Получается, главное в работе — любить то, что делаешь, и не бояться ошибаться.
Да. А еще стараться не откладывать на завтра то, что можешь сделать сегодня. Ну, и делегирование (смеется). Считаю, для того, чтобы объяснить, поставить какую-то задачу или вообще что-то придумать, реализовать, нужно самому в этом вопросе разобраться либо обратиться к людям с безупречной экспертизой, которым ты доверяешь. Важно понять, как это работает. Не принимать решения быстро, не соглашаться на легкий результат и всегда стараться сделать лучше, чем ты можешь.
Ярмарку проводят в 12-й раз. Можешь вспомнить первую Cosmoscow, на которую пришел как зритель? Какие впечатления с нее унес?
Помню, что первый раз услышал о ярмарке в 2014 году, но побывал на ней только в 2015-м. Конечно же, на меня это произвело неизгладимое впечатление: масштаб, количество проектов. Честно скажу, тогда еще не понимал, что к чему и почему ярмарка — это ярмарка, а не выставка. Но сейчас пытаюсь коллегам, друзьям и всем, с кем коммуницирую, объяснить принципиальную разницу, что все произведения искусства, которые представлены на ярмарке, продаются. Это первое. А второе, что все-таки ярмарка — это смотр самого актуального искусства, которое на сегодняшний день представлено в России и за рубежом. И, конечно же, когда впервые увидел этот масштаб, я восхитился работой команды и Маргариты в частности (основатель и директор Cosmoscow Маргарита Пушкина), именно потому, что всю жизнь занимаюсь продюсированием и могу оценить, сколько трудов стоит реализовать событие подобного масштаба.
Про впечатления разобрались, а работу унес?
В первый год не унес. Начал коллекционировать, когда уже стал частью команды ярмарки.
Пользуешься услугами арт-консультанта или отталкиваешься от ощущений?
Мои же покупки всегда эмоциональные, связанные с какими-то знаковыми событиями в жизни ярмарки или в моей личной. Перед тем как купить, выбираю работу, отправляю коллегам и спрашиваю, а это что такое, а стоит ли, а почему. И вне зависимости от ответов, которые получу, я покупаю эту работу.
Расскажешь о своей коллекции?
Конечно. В 2021 году у нас был очень сложный год, ярмарку скоропостижно перенесли в «Манеж». Это был к тому же и первый мой год — вообще не представлял, что такое ярмарка изнутри. А тут еще и перенос. Нужно было максимально мобилизоваться, собраться с силами и принимать решения в кризисный момент. Увидел работу Алины Глазун — очень симпатичная тарелочка, на которой написано «Путь» и внизу хрустальные кристаллики, как будто слезы. Подумал, что тот непростой путь, который я прошел, очень перекликается с этой работой.
В 2022 году на ярмарке купил работу Витаса Стасюнаса — это такая форточка с очертаниями Москвы. Была вполне себе эмоциональная покупка и в контексте происходящих событий.
В 2023-м купил три работы Людмилы Барониной «Вести из ниоткуда». Три мужские фигуры — береза, нарцисс и сирень. Очень люблю сирень, береза — самый клишированный символ России, а нарцисс… ну, это нарцисс (смеется).
А в этом году на blazar купил чудесную работу в азербайджанской галерее, автора зовут Жаля Азизова. Художница использует предметы своего приданого: на салфетке, вполне себе традиционной, с милой вышивкой и кружевами, Жаля вышила надпись «Be Brave». Подумал, что мы живем в не самое очевидное время, поэтому не нужно бояться, нужно верить в себя, в свои силы, в проект, в людей, которые тебя окружают… Эта работа во мне тоже отозвалась. Пока что концепции коллекции нет, но за каждой работой стоит какое-то важное для меня событие.
Обычно, когда слышишь «гендиректор», представляется серьезный-серьезный дядя, который в искусстве разбирается мало, но умеет управлять. Ты же рассказывал, что с детства родители прививали тебе любовь к искусству. Когда впервые почувствовал его магию?
Помню, родители действительно много внимания уделяли нашему культурному досугу. Это не было каким-то специальным событием, это было просто частью жизни, рутины, поэтому я даже по-другому не могу представить свою адженду без того, чтобы не посетить культурное мероприятие.
А сам не хотел быть художником?
Забавно, но я ходил в художественную школу шесть лет, на седьмой, последний, к сожалению, ее бросил. Достаточно хорошо рисовал, мои работы участвовали в ученических выставках, но сложно было с дисциплиной.
Еще ты в одном из интервью рассказывал, что особенно сильно любишь театр.
Да, очень. Помню, первое яркое впечатление от искусства было как раз от театра — мы были студентами и пошли в «Современник» на «Играем… Шиллера!». Мария Неелова и Елена Яковлева на сцене, я — в последнем ряду бельэтажа, и помню, что на меня эта постановка произвела сильнейшее впечатление. Почему-то в детстве часто бывал в театре оперетты с родителями — после спектакля, на эмоциях, в характерной позиции ног ходил, как будто я тоже танцую, как будто тоже балерун (улыбается).
Вернемся к Cosmoscow. У меня есть довольно животрепещущий вопрос относительно ярмарки. Уверена, что современных художников важно поддерживать, но каждый год вижу в залах все больше людей, Москва стоит на ушах, люди ищут билеты, снимают массу сторис в запретограм, притом даже те, кто в галереи совсем не ходит. Как думаешь, хорошо это или плохо — такой ажиотаж?
Любое посещение ярмарки считаю классным, будь то посещение людьми, которые делают эффектные фотографии для своих социальных сетей, или живой интерес к арт-сцене отечественной и зарубежной, или коллекционирование… Мне кажется, на ярмарке так много событий и проектов, которыми можно вдохновляться, поэтому любой наш гость, который к нам приходит — и чем больше, тем лучше, — впитывает в себя невероятную атмосферу, знакомится с художниками, с работами, с образами, развивает фантазию, расширяет кругозор. Поэтому уверен, что ярмарка действительно дает нам всем возможность вдохновиться, посмотреть на какие-то вещи по-другому, развлечься, сделать красивые фотографии. Любая цель, которая привела человека на ярмарку, приветствуется.
И все-таки это больше про искусство или про коммерцию, на твой взгляд?
Конечно, все работы, которые представлены на ярмарке, продаются — это коммерческий проект, с одной стороны. С другой стороны, это институциональный образовательный проект. Собираем под одной крышей музеи, реализуем некоммерческие проекты с художниками и фондами, делаем образовательные и перформативные программы. Поэтому начать стоит с посещения, а дальше каждый сможет найти что-то для себя. У нас нет цели сделать ярмарку закрытой, недоступной. Наоборот, всегда стремимся сделать Cosmoscow площадкой, где вы можете вдохновляться для начала собственной коллекции. Я не рассматриваю это как исключительно коммерческий проект, это все-таки такое событие с огромным смыслом и миссией.
Вы командой готовитесь к новому выпуску ярмарки целый год. Какое нововведение этого года, родившееся в результате брейнсторминга, считаете лучшим?
То, что мы на новой площадке, уже огромное нововведение. Надеюсь, посетители оценят все продвинутые возможности и удобства «Тимирязев Центра». Так как ярмарка еще не состоялась, мне сложно сказать, что конкретно мы считаем удачным или неудачным экспериментом. Поделимся позже!
Художником года Cosmoscow 2024 стала Александра Гарт. Многие ее работы — о мире после катастрофы. Как известно, ежегодно ярмарка не только реализует творческие проекты художника года на своей площадке, но и берет его работу за основу фирменного стиля. Поделись, каких отсылок искать?
Да, в этом году в основу фирменного стиля легла серия работ Александры Гарт «Рябь» — она отсылает к образам могущественных космогонических божественных сил, а порой их можно трактовать как изображение зимнего пейзажа, когда видно только бесконечное снежное мельтешение. Рябь, видимая на экране компьютера, — это зримые силовые волны электричества, электромагнитных потусторонних сил, оказывающих влияние на повседневную жизнь. Наш арт-директор и дизайнеры переосмыслили этот символ, но графический прием ряби лег в основу фирменного стиля.
Ярмарка значительно выросла — говорю не только о количестве галерей-участников, партнеров, квадратных метров площадки и т.д., но и о событиях в течение года. Расскажите, помимо этих трех дней, у вас есть проекты за пределами ярмарки?
Да, конечно. Начинаем планировать следующий выпуск ярмарки во время текущего, а практически сразу после — переключаемся на деятельность нашего благотворительного фонда Cosmoscow Foundation. Определяем номинантов программ «Музей года», «Институция года» и «Художник года», проводим голосование, встречи с попечительским советом фонда, жюри и, конечно же, в первой половине года благотворительный аукцион в пользу фонда для реализации его программ. Это знаковое событие. Отмечу, что в этом году на ярмарке объявим о нашем специальном проекте — парке скульптур нового жилого комплекса JOIS, в котором Cosmoscow выступает куратором. И в целом, так как мы находимся в авангарде современного искусства, в течение года участвуем в тех или иных мероприятиях партнеров — каждый год это что-то новое. Главное, что наша команда всегда к этому готова.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7