5 главных произведений на выставке Сальвадора Дали по версии ее куратора
28 января в Манеже откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», куда, в принципе, можно занимать очередь уже сейчас. Выставка, которая идет по стопам организованной тем же Музеем Фаберже прошлогодней экспозиции Фриды Кало и Диего Риверы в Манеже, определенно станет хитом этой зимы. Это добротный коммерческий проект — без суперхитов художника, зато крайне объемный: зрителям покажут 180 произведений Дали, среди которых будет не только живопись, но еще рисунки и гравюры.
По просьбе BURO. куратор выставки — Монсе Агер, директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», — выбрала пять знаковых произведений из экспозиции, возле которых стоит задержаться подольше.
«Фигуры на песке»
1926. Дерево, масло. 20,7 × 27,3.
Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
В апреле 1926 года Сальвадор Дали лично познакомился с художником Пабло Пикассо, о встрече с которым давно мечтал. Художники встретились в Париже, куда Дали впервые приехал в сопровождении тети и сестры. Долгожданное знакомство с Пикассо, а также исключение Дали из мадридской Школы изящных искусств Сан-Фернандо в 1926 году оказали значительное влияние на его творчество и поиск новых средств выразительности.
Картина «Фигура на песке» — одно из первых следствий глобальных изменений в сознании художника. Грубые, плотные, будто одеревеневшие фигуры почти сливаются с кубическими скалами. Дали называл эти распластанные по песчаному берегу женские тела «чурбаками», сравнивая их с неподвижными кусками деревянных обрубков.
«Пейзаж с загадочными элементами»
1934. Дерево, масло. 72,8 × 59,5. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Одним из важнейших источников вдохновения для сюрреалистических работ Дали стал Зигмунд Фрейд и его психоаналитические теории, особенно теория бессознательного. В самых известных своих произведениях Дали изображает причудливые образы из сновидений, проецирующих потаенные страхи и желания.
На картине «Пейзаж с загадочными элементами» изображены две фигуры. Одна из них — нидерландский художник Ян Вермеер, пишущий таинственное произведение среди постапокалиптического пейзажа. На заднем же плане художник изобразил самого себя в детстве. Эта картина отражает интерес Дали к толкованиям сновидений, переосмыслению детских воспоминаний, а также исследованию фотографического отображения реальности. Призраки подсознания, воплощенные в пластических образах, будут и дальше встречаться во многих работах художника.
«Два куска хлеба, выражающие любовное чувство»
1926. Дерево, масло. 20,7 × 27,3.
Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
В 1940 году Сальвадор Дали и его жена Гала (в девичестве — Елена Ивановна Дьяконова) обосновались в США, где пробыли почти до конца десятилетия. На протяжении этого плодотворного периода Дали писал картины и книги, занимался дизайном и делился опытом с европейскими художниками, бежавшими от гитлеровского режима и Второй мировой войны.
Его работы в этот период отражают тревогу, вызванную войной и разрушениями: живопись приобретает блеклые и мрачные краски, из нее уходит свечение вермееровских красок, пейзажи становятся опустошенными и унылыми.
Картина «Два куска хлеба, выражающие любовное чувство» была написана в Аркашоне, недалеко от Бордо, как раз перед переездом четы Дали в Америку. Хлеб, одновременно символичный и реалистичный, составляет тоскливый натюрморт, пронизанный ожиданием неизвестного. Изображенная на картине шахматная пешка отсылает к близкому другу Дали — художнику Марселю Дюшану. Он в то время гостил у Дали и каждый день разыгрывал шахматные партии с Галой.
«Мягкий автопортрет с жареным беконом»
1941. Холст, масло. 61 × 51. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Сальвадор Дали часто писал автопортреты и возводил себя на пьедестал классического живописца. Картина «Мягкий автопортрет с жареным беконом» — один из таких. Ироничное изображение мягкого лица без черепа на костылях и ломтик жареного бекона как обязательного элемента завтрака в нью-йоркском отеле располагаются на постаменте с названием картины. Художник постоянно вспоминал лоскут кожи Микеланджело, изображенный на Сикстинской капелле, и стремился символично избавиться от собственной старой кожи, обретя новый смысл в идеалах Возрождения.
Дали писал: «Другие художники рисуют то, что думают. Я всегда был одержим идеей рисовать то, во что я завернут. Так же, как мое пальто сохраняет мою форму, когда я снимаю его, как женская перчатка сохраняет форму руки и, возможно, запах духов, так же и кожа без тела сохраняет форму индивидуума и давнюю тайну духа».
«Галлюцино-
генный тореадор. Эскиз»
Ок. 1969. Холст, масло. 58,5 × 44.
Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
В зрелый период своего творчества Дали продолжал проецировать свой внутренний мир на внешний, используя двойные образы в живописи. Реальность художника не совпадает со взглядом зрителя, заставляя погружаться в бездну ассоциаций, которые возникают при просмотре художественного произведения.
Картина «Галлюциногенный тореадор» представляет собой антологию образов Дали. Здесь можно найти портрет самого художника в шестилетнем возрасте, голову его музы Гала, лики Венеры Милосской, образ тореадора, зашифрованного в лице Венеры, рой мух и умирающего быка на фоне скал.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7