Флюиды, ландсерская свинья и запретный плод: Альбрехт Дюрер загадывает загадки
О скрытых символах в гравюрах немецкого художника накануне его большой выставки в Историческом музее рассказывает ее куратор Андрей Близнюков
Несмотря на закрытые границы, Москве и области в этом году неожиданно везет с выставками старых мастеров. До 11 апреля работает — по сеансам и со всеми коронавирусными предосторожностями — экспозиция «Младшие Брейгели и их эпоха» в музее «Новый Иерусалим». А 30 марта в Историческом музее открывается выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио». Печатная графика в эпоху позднего Средневековья и Возрождения были инструментом распространения информации, однако сейчас она бывает такой же непонятной и требующей пояснения, как современное искусство. По просьбе BURO. один из авторов экспозиции объяснил, что означают кролики, свиньи, набалдашник меча и другие элементы на гравюрах Дюрера, которые будут выставлены в ГИМе.
АНДРЕЙ БЛИЗНЮКОВ
Автор концепции и куратор выставки (совместно с Натальей Углевой), профессор истории искусства Академии изящных искусств в Фодже, Италия
На выставке в Историческом музее будет представлено 122 подлинника Дюрера и 24 редкие копии с его работ из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго. Рядом — показан ряд произведений из коллекций ГИМа, среди которых семь гравюр Дюрера, ряд произведений его копиистов, подборка произведений немецкого декоративно-прикладного искусства и монеты, имевшие обращение в Германии, Италии и Нидерландах во времена Дюрера. Это номиналы, которые упоминаются в его дневниках и письмах, на которые покупались и его гравюры. Дополнением являются русские старопечатные книги, в которых отразилось влияние гравюр Дюрера.
Его творчество может быть источником информации о том, как выглядели, одевались, развлекались и работали его современники. Однако, безусловно, значение Дюрера гораздо шире. Художник, которому в этом году исполняется 550 лет, принадлежит к числу самых крупных гениев мирового искусства. При этом его биография развивалась спокойно, и можно сказать, что в ней не было ярких событий. Он родился в 1471 году в Нюрнберге и умер там же в 1528-м. Для человека его эпохи он много путешествовал: по рейнским землям с 1491 по 1494 год, два раза по Италии — в 1494–1495 и 1505–1507 годах и по Нидерландам в 1520–1521 годах. Все бесспорно принадлежащие ему гравюры созданы в родном городе, где в 1495 году он открыл мастерскую в сохранившемся до сих пор доме — сейчас там музей. Это обусловлено прежде всего прагматическим моментом: оборудование для производства матриц и печатный станок перевозить дорого и хлопотно.
«АДАМ И ЕВА»
Биография Дюрера — пример контраста размеренной бюргерской жизни и работы фантазии. Сила его воображения проявляется в неоднократно воплощенных до него сюжетах — например, в «Адаме и Еве» — и заключается в умении сказать что-то новое на известную тему. Лист «Адам и Ева», который является знаковым произведением наравне с «Джокондой» Леонардо или «Давидом» Микеланджело, — прекрасный пример скрытого символизма, любимого метода Средневековья и Ренессанса, предполагающего зашифровку в произведении множества элементов.
Сюжет взят из Книги Бытия (3:1–8) и описывает вкушение запретного плода первыми людьми. Классический характер фигур Адама и Евы навеян впечатлениями от античной скульптуры, которую мастер изучал во время первого итальянского путешествия (статуи Аполлона, атлетов, Венеры Стыдливой), и работами современных Дюреру итальянских мастеров, в свою очередь находившихся под сильным влиянием искусства Античности.
Мы видим ряд символических деталей, распознать которые, как считалось, сможет подготовленный зритель. Это изображения четырех животных, символизирующих четыре темперамента. Согласно средневековой философии они были обусловлены присутствием в большем или меньшем объеме в теле одной из четырех жидкостей, которые делают его предрасположенным к определенным грехам. Кошка на первом плане символизирует холерический темперамент — это желтая желчь; холерики особенно склонны к гордыне и гневу. Кролик — он изображен позади кошки, правее ноги Евы — представляет сангвинический характер, связанный с преобладанием крови; сангвиники подвержены похоти. Бык в нижнем правом углу представляет флегматический характер — это преобладание слизи; флегматики отличаются склонностью к обжорству и унынию. Лось в центральной части гравюры символизирует меланхолический темперамент — преобладание в организме черной желчи приводит к отчаянию и жадности.
Считалось, что изначально четыре жидкости находились в состоянии равновесия, которое было нарушено вкушением запретного плода, что привело к распространению среди людей грехов в соответствии с тем, какого флюида больше. Мышь на переднем плане не замечает приготовившуюся напасть кошку — это намек на Адама, чье неведение привело к катастрофе. Попугай около головы Адама является символом мудрости и противопоставляется злому змею. Попугай сидит на ветке Древа жизни, за которую держится Адам, которое представлено в виде дикой рябины, тогда как Древо познания — это смоковница.
«ПРОГУЛКА»
Мотив гуляющих кавалера и дамы, за которыми крадется Смерть, очень распространен в искусстве Германии и Нидерландов в так называемых «плясках Смерти» — фресках, витражах и картинах, на которых Смерть представлена в виде вооруженного косой скелета. Спектр чувств, которые переживал зритель, глядя на это лист, очень широк: от сангвинического эротизма до мыслей о трагизме смерти и легкой меланхолии.
Тема листа, известного под названиями «Молодая пара и Смерть» или «Прогулка», перекликается с «Адамом и Евой». Можно сказать, что изображенные здесь кавалер и дама — это Адам и Ева в современных Дюреру костюмах. Зритель видит их в момент флирта, позади них — чахлое подобие Древа познания, за ним — фигурка Смерти, то есть предупреждение о наказании за грех. Есть и отличия: по библейскому сюжету предложение вкусить плод познания исходило от Евы, а в данном случае инициатива исходит от кавалера, в то время как дама кажется равнодушной к нему. Настойчивость мужчины подчеркнута тем, как изображена рукоять меча — подобная деталь является своего рода графическим аналогом грубого анекдота.
«НЕРАВНАЯ ПАРА»
Другой пример «ученого» скрытого символизма — одна из первых гравюр Дюрера, созданная когда ему было около 24 лет. На переднем плане изображен пожилой богато одетый мужчина, обнимающий сидящую рядом девушку. На ее коленях лежит кошелек, который она аккуратно приоткрывает. В ответ на жест мужчина запускает руку в свою сумку, чтобы, по всей видимости, достать оттуда монеты для оплаты удовольствия. Не нужно быть знатоком, чтобы понять смысл открытого кошелька — его значение откровенно и прозрачно, как и смысл акцентированного меча кавалера в «Молодой паре и Смерти». Тем не менее на втором плане присутствует элемент, понять который мог только начитанный зритель. Лошадь, трущаяся крупом о дерево, намекает на слова библейского пророка Иеремии (5:8): «Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого». Таким образом, лист работал на двух уровнях: простой зритель видел гротескную сцену с сальными аллюзиями, более образованный — то же самое вместе с цитатой из Библии на ту же тему.
«ПОВАР И ЕГО ЖЕНА»
В творчестве Дюрера можно найти и примеры ложной зашифровки сюжетов. Согласно наиболее распространенному толкованию, гравюра «Повар и его жена» является иллюстрацией к одному из рассказов «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям» (1371–1372). Это сочинение — сборник наставительных и забавных историй — получило широкую известность в Европе. В 1493 году в Базеле было выпущено его немецкое издание под названием «Рыцарь башни», которое иллюстрировал молодой Дюрер. В одном из рассказов речь идет о муже, кормившем угря, чтобы съесть его с гостями, но жена тайно приготовила его для своего любовника, а мужу сказала, что угря съела выдра. У жены была сорока, которая прилетела к мужу и рассказала всю правду. Жена отомстила птице тем, что выдрала перья с ее головы. После этого каждый раз, когда сорока видела лысого человека, она спрашивала у него: «Ты тоже рассказал про угря?!»
Помимо занимательного сюжета, который, судя по всему, был хорошо известен современникам Дюрера, мы видим точно схваченные образы представителей среднего класса рубежа XV–XVI веков — бюргера и его жены, которых художник изобразил с мягким юмором. Таким образом, сюжет, который представляется непонятным современному зрителю, должен был быть узнаваем современникам мастера, для которого «Рыцарь башни» был расхожим чтивом.
«СВИНЬЯ-ЧУДОВИЩЕ ИЗ ЛАНДСЕРА»
Одна из самых странных гравюр Дюрера, и выражает она смесь обывательского любопытства, суеверия и научного интереса к уродству. Сюжет связан с реальными событиями 1496 года, когда в двух местах — Ландсере, маленьком городке недалеко от Базеля, и Нюрнберге — с интервалом в несколько месяцев родились свиньи — сиамские близнецы. События взбудоражили общественность, и без того пребывавшую в напряженном ожидании конца света в 1500 году. Сиамских свиней истолковали как знак, предвещавший наступление турок и приход Антихриста. Обе свиньи прожили по несколько дней, в течение которых выставлялись напоказ на городских площадях.
Первой родилась свинья в Ландсере, она имела два тела, восемь лап, четыре уха и два языка. Дюрер не мог видеть ее, но наверняка был знаком с посвященной событию листовкой. Ее верхнюю часть украшало простое, лубочное по стилю изображение, внизу находился текст, написанный Себастьяном Брантом — автором знаменитого «Корабля дураков», над первым изданием которого поработал Дюрер (1494). Через несколько месяцев после происшествия Дюрер смог увидеть нюрнбергскую свинью, у которой было двенадцать лап, четыре из которых — на спине, что помогло ему сделать свое изображение ландсерской свиньи таким точным и натуралистическим, как если бы это была новостная фотография. При первом взгляде на эстамп начинаешь думать, что бы это могло значить, тогда как на самом деле это пример дотошного репортажа.
«СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО СО СТРЕКОЗОЙ»
Это одна из самых ранних гравюр Дюрера, выполненная по возвращении в Нюрнберг после путешествий по Рейну и в Италию. Некоторые исследователи считают насекомое внизу справа его кузнечиком. Содержательную основу листа составляет часто присутствующая в католическом искусстве тема параллелизма двух Троиц: земной (Святое семейство) и небесной. Сверху в разверзнутых небесах видны Бог-Отец и Святой Дух, опуская взгляд, зритель видит Богоматерь и Сына. Сын — один из членов Святого семейства, которое уподобляется небесной Троице и является ее земным отражением. Центральное положение фигуры Марии говорит, что она стала связующим звеном двух Троиц, так как именно через нее Сын пришел в мир. Богоматерь восседает на так называемой земляной, или травяной, скамье — это любимый в немецком искусстве символический мотив, бедный аналог великолепного трона, подобающего Царице Небесной. Скромность скамьи подчеркивает смирение Марии.
«ЧЕТЫРЕ ВЕДЬМЫ»
Один из самых таинственных листов в наследии Дюрера — есть мнение, что он изображает мифологический суд Париса, когда троянский царевич должен был решить, кто прекраснее — Афродита, Афина или Гера. Все три изображены на переднем плане, в таком случае становится неясным, кого изображает четвертая женская фигура в глубине (возможно богиню раздора Эриду). Поскольку Гера была покровительницей замужних женщин, ею могла быть стоящая слева женщина в чепце. Как известно, Парис, которого, кстати, не видно в композиции, выбрал Афродиту, что стало поводом Троянской войны.
Изображение обнаженной женщины в Средние века и в начале Возрождения часто ассоциировалось с ведьмой. В 1484 году папа римский Иннокентий VIII опубликовал буллу, в которой говорилось о колдовстве и демонах, принимающих женский облик. Мужчины, вступавшие с ними в связь, страдали от болезней и от импотенции. Булла была включена в качестве предисловия в знаменитый «Молот ведьм», написанный доминиканским монахом Генрихом Крамером в соавторстве с профессором теологии Якобом Шпренгером. Труд был издан в Шпайере около 1487 года и, безусловно, был хорошо известен Дюреру.
Другое толкование предполагает, что видимая в центре девушка с венком на голове проходит некий обряд колдовского посвящения в окружении матрон. Из двери в левой части композиции, символизирующей, по-видимому, адские врата, вырываются языки пламени и видна голова дьявола. Дверь с правой стороны, перед которой лежит кость, представляет собой врата смерти. Данная гравюра могла быть создана в качестве своего рода предостережения против похоти, ведущей к адским мучениям.