Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма
С 3 февраля в московском Музее русского импрессионизма можно будет увидеть работы художников-авангардистов, которые почти сто лет находились в Вятской губернии (сегодня — Кировская область). Куратор экспозиции «Авангард. На телеге в XXI век» Анастасия Винокурова рассказала BURO. о самых ярких произведениях и объяснила, почему они были неоправданно забыты на долгие десятилетия.
ИСТОРИЯ
В центре внимания оказываются события начала 1920-х годов — тогда кураторы-энтузиасты Евгений Медведев и Сергей Якимов решили показать народу современное искусство и собрали более 300 экспонатов из городов Вятской губернии. В этот период советская власть активно сотрудничала с художниками авангарда, видя в них мощную силу для продвижения коммунистических идей.
Организаторы планировали показать экспозицию в семи городах, однако успели только в Советске и Яранске. Из-за осенней распутицы и проблем с финансированием картины оставили в Яранском краеведческом музее. Рассчитывали, что лишь до весны. Оказалось, на десятки лет. Так небольшой Яранск стал местом, где долгие годы неопознанными хранились интереснейшие работы русских авангардистов.
Впервые выставку «Авангард. На телеге в XXI век» показали осенью 2020-го в екатеринбургском «Ельцин-центре»; спустя год, весной, к уже имеющимся картинам добавились работы вятских художников — экспозицию увидели на «исторической родине», в Кирове. Музей русского импрессионизма станет третьей точкой этого непростого, но крайне увлекательного маршрута. «Авангард. На телеге в XXI век» состоит из трех основных разделов: «Реалистическая традиция», «Авангардный поиск» и «Абстрактный метод».
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Реалистическая традиция в середине XIX века была прогрессивной тенденцией и выступала против академизма и романтизма. Уже в начале ХХ века она подверглась обновлению под влиянием импрессионизма и постимпрессионизма.
Особое место в этом разделе занимают картины Николая Фешина. Многие участники передвижных художественных выставок в Вятской губернии в 1920 и 1921 годах прошли школу Фешина и в своем творчестве были близки его художественной манере. Работы представителей казанской школы живописи — одно из главных нововведений в московской версии выставки: в Екатеринбурге и Кирове они представлены не были.
Илья Репин считал Фешина своим лучшим учеником в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Влияние Репина проявилось прежде всего в предпочтении жанровой картины и психологического портрета, а также в склонности к импрессионистской и пастозной манере письма.
Самые выдающиеся произведения русского периода были созданы Фешиным в Казани. Одной из таких работ является портрет Ольги Михайловны Ясеневой, приехавшей из Уфы поступать на казанские Высшие женские курсы.
АВАНГАРДНЫЙ ПОИСК
В России в начале ХХ века особую популярность снискали европейские модернистские течения: французские фовизм и сезаннизм, итальянский футуризм и немецкий экспрессионизм. Русские художники знакомились с актуальными образцами современного европейского искусства во многом благодаря частным собраниям Сергея Щукина и Ивана Морозова. Главными иностранными кумирами для них были Анри Матисс, Поль Гоген и Поль Сезанн.
Один из интереснейших экспонатов третьей передвижной выставки — портрет Евгении Киркальди, который изначально задумывался как этюд к масштабному полотну, вошедшему в собрание Третьяковской галереи.
Лицо Киркальди написано поразительно дерзко, пастозными мазками интенсивно-малинового оттенка, и больше напоминает довольно натуралистично трактованный кусок мяса, чем нежную кожу молодой женщины. Цвет у Машкова, как и у Сезанна, считается главным средством построения формы изображаемых образов и предметов. Здесь же читается также влияние фовиста Матисса с его палитрой открытых тонов и экспрессивными цветовыми комбинациями.
АБСТРАКТНЫЙ МЕТОД
Вклад русской культуры в мировую во многом заключается в открытии абстрактного искусства — это композиции Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, цветопись Ольги Розановой и беспредметность Александра Родченко и Варвары Степановой. Именно беспредметное искусство стало самой трудной для восприятия и понимания частью выставки, ее кульминацией. Неслучайно девизом выставки был небольшой плакат со словами «Искусство ХХ века — искусство абстрактных форм».
Акварельный эскиз к работе «Красное с черным» относится к московскому периоду творчества Кандинского — он уже активно применяет собственную систему, основанную на трех типах абстрактных картин: «импрессии», «импровизации», «композиции». Разнообразные формы гармонично сочетаются: разноцветные пятна, мягкие и часто оконтуренные цветные облака, молнии и зигзагообразные линии. По определению самого художника, настоящий «хор красок, врывающихся в душу из природы».
Интересна история обнаружения этой работы. В 1996 году Анна Шакина исследовала рисунок Василия Чекрыгина «Сцена в поле» и заметила, что он приклеен к более плотному листу бумаги. После раскрытия оборота была найдена подписная акварель Василия Кандинского. Впоследствии выяснилось, это эскиз известного полотна «Композиция. Красное с черным» 1920 года, которое сегодня хранится в собрании Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте.
Яркий представитель русского авангарда Алексей Моргунов, друг и соратник Казимира Малевича, был внебрачным сыном известного художника Алексея Саврасова, автора хрестоматийного полотна «Грачи прилетели».
«Композиция» относится к яркому кубистическому периоду творчества и, предположительно, находилась в фондах Слободского музея, участвовала в экспозиции под названием «Гимназист». Эту гипотезу подтверждают портрет молодого человека в гимназической фуражке с черным козырьком в центре холста и изображение буквы «В» на оборотной стороне. Работу кураторы нашли в собрании Слободского краеведческого музея в Кировской области в аварийном состоянии. С помощью краудфандинга на Planeta.ru на реставрацию произведения собрали почти миллион рублей. В Музее русского импрессионизма картину покажут впервые.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7