«Поля-двойники»: что смотреть на выставке Игоря Вулоха в фонде Ruarts
Творчество Игоря Вулоха метафорически можно представить в виде рельефа, в котором есть огромное «поле» творчества с образами духовных взлетов, подъемов, душевных сопряжений с близкими творчески людьми. Акцент сделан на личных историях, цитаты художника сопровождают зрителя, подсказывая и направляя в его мир. Редакция BURO. изучила все три этажа Ruarts, где познакомилась с разными, но всегда узнаваемыми по подаче работами Вулоха, — и успела определиться с фаворитами.
НА ВЫСТАВКЕ ВЫБОР BURO. ОТМЕЧЕН СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗНАЧКОМ.
Первый этаж выставки раскрывает визуальную поэзию Вулоха, его тесное сотрудничество с миром литературы — поэтом Геннадием Айги и лауреатом Нобелевской премии Тумасом Транстремером, близкими ему своим образным мышлением. Название «Начала полян» означает своеобразный старт исследования искусства Вулоха, вводит зрителя в контекст творческого метода. Графичные абстрактные метафоры художника далеко не всегда поддаются расшифровке, оставляя возможность индивидуального толкования.
«СЛЕДЫ ЧЕЛОВЕЧЬИ» («ПЕРВЫЙ СНЕГ»)
ВАЛЕРИЙ ГЕНДЕ-РОТЕ
СОБРАНИЕ ФОНДА RUARTS
ФАРФОРОВЫЕ ТАРЕЛКИ ПО ЭСКИЗАМ ИГОРЯ ВУЛОХА
БОРИС КАЛИТА
СОБРАНИЕ ГЕОРГИЯ АЛЬТМАНА, ALTMANS GALLERY
БЕЗ НАЗВАНИЯ. СЕРИЯ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ К СТИХАМ ГЕННАДИЯ АЙГИ
ИГОРЬ ВУЛОХ
СОБРАНИЕ МУЗЕЯ «АРТ4»
Смелым кураторским решением было буквально точечно внедрить работы других авторов из коллекции фонда Ruarts в «поле» Вулоха. Они либо визуально цитируют работы мастера, либо взаимодействуют на смысловом уровне. Таким акцентом на втором этаже стала фотография Валерия Генде-Роте «Следы человечьи» («Первый снег») 1964 года. Генде-Роте — известный советский фотограф-репортажник, он не признавал инсценирования съемок. Однако естественный пейзаж в его фотографиях неожиданно приобретает художественную форму благодаря высокой точке съемки и «родченковскому» ракурсу. Так, фотография «Следы человечьи» («Первый снег») могла бы стать беспредметной, если бы не две фигуры, которые «заземляют» сюжет. Вулох также смотрит на землю из своего космоса, ведь 1960–1970-е годы были эрой космической, многое преломлялось через нее. Данная фотография перекликается с графическими сериями Игоря Вулоха, созданными для иллюстрации авангардной поэзии Геннадия Айги и Тумаса Транстремера. Это работы-видения, свободные от пространства и времени, чистые ассоциации: Вулох очищает сознание от конкретной привязки к реальности. И убирает цвет, оставляя антитезу «черный — белый». Нет ни перспективы, ни горизонта, ни практического смысла. Абстракция порождает абстракцию.
Фарфор, сделанный по мотивам произведений Игоря Вулоха, демонстрирует высокую форму искусства. Художник не только великолепный живописец и колорист, но и тонкий график с особым пониманием композиционного смысла. Поэтому так изящно смотрится графика Вулоха в круглой форме декоративного предмета.
Второй этаж посвящен образам духовных подъемов и любви. Представлены работы 1970–1980-х годов (так называемого «белого периода») и проекты Наталии Туколкиной-Охоты, вдовы художника. Под влиянием Вулоха она сделала удивительные авторские костюмы, которые экспонировались в России, Европе и неоднократно публиковались в модных журналах и каталогах, а также керамику. На выставке «Поля-двойники» представлены эскизы, сами наряды, тарелки Туколкиной-Охоты по мотивам картин Вулоха.
АВТОРСКИЙ КОСТЮМ
НАТАЛИЯ ТУКОЛКИНА-ОХОТА
СОБСТВЕННОСТЬ АВТОРА
«ТЕНЬ»
ИГОРЬ ВУЛОХ
СОБРАНИЕ НАТАЛИИ ТУКОЛКИНОЙ-ОХОТЫ
«СЛЕЗЫ». ИЗ СЕРИИ «СТЕНА ПЛАЧА»
АЙДАН САЛАХОВА
СОБРАНИЕ ФОНДА RUARTS
Наталия Туколкина-Охота создала в 1980–1990-е годы коллекцию авторских костюмов под названием «Поля-двойники». Работы выполнены в смешанной технике и вдохновлены живописью ее мужа, в тонком понимании художественного и эстетического смысла творчества. Слезы из мрамора формируют параллель с методом создания работ Вулоха из «белого периода». Условность слез резонирует с краской, густо положенной «рельефами», образующими линии и точки. Слезы ли, снег — Вулох находится на грани этого условного мира. Также «Слезы» могут быть отсылкой к жизни и творчеству Наталии Туколкиной-Охоты, прошедшей через «кровь, пот и слезы» рядом с Вулохом. «Тень» — геометрическая композиция, проекция полос на стене. Перекликается с понятием двойника — условной реальности и ее отражения.
Третий выставочный этаж наиболее яркий. Здесь Вулох показан не только как автор медитативных работ, но и как художник мятущийся, со своим темпераментом, эмоциями, падениями и взлетами.
ПЕЙЗАЖ. ПОЛИПТИХ
ИГОРЬ ВУЛОХ
СОБРАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ И ВЛАДИМИРА СЕМЕНИХИНЫХ
БЕЗ НАЗВАНИЯ. ТРИПТИХ
ИГОРЬ ВУЛОХ
СОБРАНИЕ ФОНДА RUARTS
«УСКОЛЬЗАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ». ПОЛИПТИХ
ИГОРЬ ВУЛОХ
СОБРАНИЕ НАТАЛИИ ТУКОЛКИНОЙ-ОХОТЫ
Черно-белый полиптих и цветной триптих могут быть сопряжены поиском новой формы, очень яркой или монохромной. Группа картин под общим названием «Ускользающие предметы» была написана в 2008 году. Возможно, она вдохновлена временами года: Вулох создал несколько таких серий. Растворяющиеся под условным дождем, снегом или туманом предметы отражают отвлеченный смысл реальности. Вулох не обращается к конкретике, но образ действительности, ее «двойник» все еще волнует его.
Художник Вулох появился во многом благодаря оттепели, и в истории отечественного искусства он прочно занимает место одного из самых значительных нонконформистов 1960–1970-х годов. Круг его взаимодействий составляли Анатолий Зверев, Валентин Воробьев, Владимир Яковлев, Владимир Вейсберг, Оскар Рабин и другие. Хотя Вулох не был близок со всеми, поля его притяжения со столь разными художниками совершенно безусловны.
ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО 12 НОЯБРЯ.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7