Партнерство — коллективность — утопия: 7 работ, которые точно стоит увидеть на биеннале «Артмоссфера»
Завтра на Винзаводе при информационной поддержке BURO. откроется биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Это международный проект с фокусом на уличном искусстве, который в этом году изменил его в сторону паблик-арта. Организаторы собрали работы 38 российских и 16 зарубежных авторов, решив объединить их непростой темой «Община: партнерство — коллективность — утопия». Выбрали арт-объекты, ради которых стоит спланировать прогулку по биеннале.
САША ФРОЛОВА, «ЕДИНЕНИЕ»
Скульптура художницы, известной своими невероятными костюмами из латекса и надувными объектами, расположится в сердце биеннале — на площадке ЦСИ «Винзавод» — и это самое сердце будет представлять. Художнице было важно добавить в кураторские размышления о коллективности ноту оптимизма и попытаться сдвинуть зрителя к идее, что всех объединяет энергия жизни. Помимо этого, верная себе художница добавила еще один фирменный ингредиент — яркие краски и почти осязаемые фактуры.
Саша Фролова рекомендует работу Doma Collective: «В искусстве XV–XVII веков (Ренессанса и барокко) мыльный пузырь был визуальной метафорой, напоминающей зрителю о преходящей природе жизни. Это объект, который существует всего пару секунд, идеальная сфера, красиво отражающая и преломляющая все окружающее. Поэтому мне срезонировала именно эта работа. Мне близка тема эфемерности красоты и искусства, акцент на переживании момента и на вопросах, которые возникают во время этого переживания. Мне кажется, искусство будущего — именно эфемерное, признающее, что красота не вечна».
AMARO, «ПТИЦЫ»
Рожденный в зеленом городке Порту-Алегри бразилец Amaro Abreu постоянно добавляет природу в свои муралы. В какой-то момент фантастические герои и птицы его зеленых миров стали нести пацифистскую функцию: художник побывал в лагере палестинских беженцев Нахр-аль-Баред на границе между Ливаном и Сирией, где украшал стаями птиц разрушенные стены. Новый проект бразильца тоже посвящен птицам — универсальному символу поэзии, свободы, гармонии между людьми и окружающей средой.
Amaro рекомендует работу Марии Боковни: «Работа Марии зацепила меня визуально, она красива эстетически, загадочна и объемна. Мне нравится искусство, которое взаимодействует с окружающим пространством многомерно. Это просто делает опыт восприятия более интенсивным».
ФИЛИПП КИЦЕНКО, «ПРЯМАЯ КРИВАЯ»
Легкая, ажурная инсталляция архитектора расположится на Таможенном мосту над Яузой и будет подсвечивать его все два месяца работы биеннале, создавая игру света и тени. Автор делится, что на создание проекта его вдохновил романтичный момент фильма «Покровские ворота», когда главный герой Костик идет по этому самому мосту и читает стихи Пушкина своей возлюбленной. Впрочем, за играми форм осталась важная для выбранной локации и очень точная для попадания в кураторскую мысль биеннале символика объединения разрозненного.
Филипп Киценко рекомендует работу Красила Макара: «Очень советую обратить внимание на художника под псевдонимом Красил Макар. Его работы, равно как и созданный образ, очень целостные, читается узнаваемый стиль, где есть свои законы, своя системность и даже азбука собственных элементов, которые сочетаются друг с другом по определенным правилам. Художник нащупал направление, которое очень ярко отражает уральскую народную самобытность, и при этом в работах читаются традиции живописи авангардистов начала ХХ века, которые удачно дополняют его инсталляции».
АРТЕМ СТЕФАНОВ
Художник часто говорит, что главный для него принцип в работе — подходить к росписи объекта с архитектурной точки зрения, а не с позиции иллюстратора. Многие его муралы интересно заигрывают с геометрией места, как, например, фасад начальной школы в Капотне, созданный в рамках другого паблик-арт проекта «Здесь и сейчас», или мурал Hypnosis на здании клуба Arma17 в 2015-м. В этот раз Стефанов готовит масштабную работу в виде зеркального лабиринта, напоминающего картину в картине. Авторский взгляд на повторяемость истории и неминуемо уходящие в прошлое воспоминания.
Артем Стефанов рекомендует посмотреть мурал Ashesteen галереи «НЕТСТЕН», муралы Данилы Shozy и Fork.
АСЯ ЗАСЛАВСКАЯ
Работа художницы, чья большая персональная выставка «Один к одному» сейчас продолжается в кластере «Октава» в Туле, — про ностальгию. Заславская обращается к одному из самых ярких воспоминаний школы — чистой зеленой доске с вечной надписью «Классная работа» и чистым содержимым, которое каждый день наполнялось непредсказуемо или оставалось нетронутым. Все мы вырастаем, и наши работы становятся или же не становятся классными, но воспоминания детства остаются глубоко в памяти, и это то, что объединяет всех нас. Лаконичное высказывание появится на одной из стен Цеха Белого ЦСИ «Винзавод».
Ася Заславская рекомендует работу Алексея Луки: «Вопрос отношений форм в пространстве актуален всегда. Работа Алексея Луки "Беспредметный разговор" — об этом, о формах, об их взаимодействии, о цветах, которые имеют значение, и о диалоге».
ЯКОВ ХОМИЧ
В этом сезоне в рамках параллельной программы биеннале в Москве появится несколько интересных арт-объектов, среди которых серия работ Якова Хомича при поддержке галереи Art&Brut. Художник создаст на Винзаводе несколько символических муралов «Семейный портрет», заблюренных, с подписанными прямо на них риторическими вопросами или утверждениями. Центральный коллективный портрет серии — работа, где никто не выделяется и никто не лучше. Участников можно определить лишь по тегу в соцсети. Коллективность и утопия в одном флаконе.
Яков Хомич рекомендует работу Fork: «Обычно герои художника — яркие, напоминающие существ из «Улицы Сезам» персонажи. Мне всегда нравился контраст, который представляют образы художника (яркие и детские) в пространстве безысходности, в котором они существуют. Новая работа абстрактная, но все про то же — про столкновение яркой фантазии и серой реальности».
GAYA SOFO
Как и некоторые другие художники смотра, ереванская художница и архитектор Гая Софоян (Gaya Sofo) предлагает зрителям переместиться в детство, только в совсем раннее. «Моя работа будет висеть высоко над головой гуляющих, с ней будет заигрывать ветер и солнце. Можно будет почувствовать себя малышом в колыбели, созерцающим кружащиеся красные круги», — комментирует она. Многие работы художницы так или иначе говорят о хрупкости баланса: на фестивале в Великом Устюге она создала ледяной дворец из стаканчиков с водой, дом, который таял при изменении условий. Для прошлого сезона сделала поле зеркальных бабочек, качающихся на ветру. Баланс хрупок, его нужно искать, дожидаться, отслеживать, но его можно добиться и сохранить это ощущение внутри надолго.
Gaya Sofo рекомендует работу бюро «Чехарда»: «Не пропустите объект "ЖирафоЛес" от бюро "Чехарда". Игривый арт-объект выполнен из очень привычных нам природных материалов и форм, но неожиданно обретает совсем другие смыслы. Стоит задержаться, пофантазировать и попробовать поймать свою ассоциацию».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7