Буковски, Есенин и Лолита: какие спектакли смотреть в апреле
Во второй месяц весны на главных театральных площадках обеих столиц, Москвы и Петербурга, нас ждет несколько впечатляющих премьер и уже зарекомендовавших себя постановок. Рассказываем о спектаклях, на которые нужно обязательно попасть или хотя бы внести их в будущий must see лист.
МОСКВА
«Страх и отвращение в Москве»
«Гоголь-центр»
В основе спектакля — роман «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Эта история не только о страхе, но и о любви, зависимостях и ожиданиях. Режиссер Филипп Авдеев и драматург Егор Прокопьев не занимались прямой инсценировкой, но создали свою пьесу, в которой сталкиваются, с одной стороны, идеи и стиль автора-журналиста, а с другой — образы страха и отвращения в современном мегаполисе. По словам Авдеева, перед началом работы он с командой провел собственное расследование в духе гонзо-журналистики (направление, создателем и главным идеологом которой, собственно, был Хантер Томпсон). Именно такой подход помог выявить болевые точки самых разных жителей нашей страны.
Отвечавший за инсценировку и режиссуру Антон Федоров (спектакль «Петровы в гриппе» — тоже его рук дело) собрал рассказы и письма американского писателя в своеобразный коллаж — так получился один день из жизни основателя «грязного реализма» в литературе. Федоров отправляет зрителя в 1970-е годы, на окраину Лос-Анджелеса, искаженную восприятием Чарльза Буковски. Режиссер строит спектакль на стереотипах, которые каждый нас держит в голове, когда речь заходит об «условных американцах условного времени».
«Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»
МХТ им. Чехова
«Мир, окружающий нас, очень непрост, жесток, напряжен, технологичен. Можно убить жизнь на попытки его изменить, а можно пойти путем барона Мюнхгаузена — попробовать создать собственный мир, невзаправдашний, иллюзорный, но в котором будет радостно жить», — именно эту мысль в течение трех часов будет пытаться донести и развернуть режиссер Виктор Крамер. Главная роль в этом «путешествии» отведена Константину Хабенскому.
«Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит»
В продолжение исследования творческого мировоззрения Алексея Франдетти — нашумевший «Суини Тодд». Иммерсивный мюзикл погружает в готическую атмосферу Лондона XIX века, где зритель — часть происходящего в прямом смысле слова. Он находится в центре детективной истории и полноценно вовлечен в ее разгадку. Работа Франдетти — первая российская постановка легендарного мюзикла Стивена Сондхайма, лауреата «Оскара», «Грэмми» и «Тони».
«Женщины Есенина»
МХАТ им. Горького
В отведенные 135 минут режиссер Галина Полищук покажет нового Есенина, расскажет о тайнах его детства и семьи, а также женщинах, повлиявших на судьбу, жизнь и творчество «крестьянского поэта». Кто они, женщины Есенина? Кого они любили? В основе постановки — книга «Сергей Есенин. Обещая встречу впереди» из серии ЖЗЛ. Автором инсценировки выступила драматург, сценарист и поэт Елена Исаева.
Одно из самых знаменитых произведений Владимира Набокова, тема которого (исследование греха, граничащего с преступлением) остается актуальной по сей день. Перед зрителем — пьеса знаменитого американского драматурга Эдварда Олби по роману писателя, который (как бы специально для театра) назвал ее «трагедией в веселом тоне».
Премьера спектакля Андрея Прикотенко (который к тому же стал автором нового текста) состоялась в сентябре прошлого года, а теперь его покажут в рамках проекта Russian Case Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». В постановке хорошо известный сюжет Льва Толстого переписывается на современный лад — в нем по-новому ощущаются, воспринимаются и решаются взаимоотношения между людьми вообще и главными героями в частности.
Костиком Дмитрий Крымов ласково зовет Константина Гавриловича Треплева (главного персонажа пьесы Чехова «Чайка»). «Он, сидя на даче, написал пьесу про людей, львов, орлов и куропаток и хотел порадовать маму. А ей не понравилось», — заключает режиссер.
За основу был взят перевод мольеровской комедии, сделанный поэтом и публицистом Дмитрием Быковым. Он сделал лексику XVII века более простой для понимания, нисколько не уменьшив психологизм действующих лиц.
«Обыкновенная история»
Театр им. Маяковского
Дипломный спектакль Никиты Кобелева по роману Гончарова, в котором вчерашние выпускники, а сегодня — молодые артисты — делятся историями взросления, где есть место и первым разочарованиям, и изменениям восприятия. На роль Александра Адуева режиссер пригласил сразу пять артистов — чтобы показать эволюцию героя. Кобелев не стал браться за перепись классического текста, лишь аккуратно перенес события в наши дни.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Спектакль литовца Оскараса Коршуноваса по мотивам произведений Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова. Елизавета Бам — главная героиня одноименной хармсовской пьесы 1928 года, которая становится главной и у Коршуноваса (надо сказать, что писатель вообще во многом сформировал театральное мировоззрение режиссера). В постановке ему частично удалось реализовать свою миссию по привлечению внимания к сути литературы Хармса: не абсурдной и анектодичной, а высокой и большой: «Для меня пьеса "Елизавета Бам" — метафизический детектив, где вопросов много, а ответов нет и не может быть».
За спекталем стоят режиссер Влад Фурман и художник-постановщик Олег Молчанов — они показывают «Гамлета» в специально сделанном для театра переводе Ростислава Орла. Это вторая постановка из трилогии Фурмана, которую в 2020-м открыла новая интерпретация «Венецианского купца». По словам режиссера, «Гамлет» позволяет каждому театру и постановщику выразить свое отношение к миру, а также ответить на вечные вопросы, которые возникают в шекспировских пьесах.
«Ведь это мужчины только непостоянны; а женская любовь и верность — до гроба», — убеждена одна из героинь пьесы Островского «Красавец мужчина». Главный по спектаклю, Сергей Грицай, рассказывает о большой любви и не менее большом предательстве, о жизненной драме, вобравшей в себя трагичное и комичное. «Это спектакль, в котором комедийными и гротесковыми средствами разрешается драматический конфликт».
Спектакль Дмитрия Крестянкина — авторская версия скандального романа Энтони Берджесса и не менее скандального кино Стэнли Кубрика. Режиссер обращается к табуированной теме насилия, которой, безусловно, задается каждое новое поколение. Он пытается раскрыть ее через мир Алекса, главаря криминальной подростковой банды. «Реализм "Заводного апельсина" растворяется в условном сценическом пространстве. Остается пристальный взгляд на природу зла и добра и психологически выстроенный путь от детства антигероя к осознанию себя взрослым».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7