«Пер Гюнт», «Дядя Ваня», «Чайка»: лучшие театральные премьеры Москвы и Петербурга
Наступает осень, просыпаются театры: сентябрь, октябрь и ноябрь — время театральных премьер, камерных и массовых. Кажется, все внимание в новом сезоне достанется Театру на Малой Бронной: в конце мая Константина Богомолова, режиссера нетленных «Трех сестер» в МХТ им. Чехова и спектакля «iPhuck» по одноименному роману Виктора Пелевина, назначили новым художественным руководителем. Начинает режиссер с постановки «Нормы» Владимира Сорокина — эпатажного романа советского и российского писателя, за который «государство должно было его уничтожить». Впрочем, свои премьеры готовят и Театр наций, и МХТ имени Чехова, и многие другие театральные площадки по всей России. По просьбе BURO. театральный критик Антон Хитров выбрал самые интересные. Объять необъятный театральный мир не получится, так что сегодня рассказываем о спектаклях в Москве и Санкт-Петербурге.
Москва
«Пер Гюнт»
Где:
Театр имени Вахтангова
4-часовой эпик Юрия Бутусова по тексту норвежского классика Генрика Ибсена. Вы могли не слышать о философской пьесе «Пер Гюнт» по мотивам скандинавских сказок, но точно знаете саундтрек к ее первой постановке — композицию Эдварда Грига «В пещере горного короля».
Почему интересно. Бутусов — немного старомодный, но фантастически талантливый режиссер, который занимается чистой театральной поэзией и чихать хотел на какую бы то ни было повестку. У него много проходных спектаклей, но и шедевров немало, поэтому «Пер Гюнта» точно пропускать не стоит. К слову, это первая работа Бутусова в роли главного режиссера Вахтанговского театра.
«Норма»
Где:
Театр на Малой Бронной
Когда:
с ноября
Максим Диденко ставит дебютный роман Владимира Сорокина о советских гражданах, которые каждый день в обязательном порядке едят какашки. Копродукция независимой «Мастерской Брусникина» и Театра на Малой Бронной, с недавних пор возглавляемого Константином Богомоловым.
Почему интересно. Однажды Диденко уже поставил с «Мастерской Брусникина» знаковый роман современного российского писателя — «Чапаева и Пустоту» Виктора Пелевина. Получился один из лучших спектаклей 2010-х.
«Дядя Ваня»
Где:
Театр наций
Когда:
с 15 сентября
Российский дебют французского режиссера Стефана Брауншвейга со звездным кастом. В заглавной роли — Евгений Миронов, а его партнеры по сцене — Анатолий Белый, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская, Юлия Пересильд и Надежда Лумпова.
Почему интересно. От Брауншвейга стоит ожидать олдскульной психологической режиссуры высокого класса. Если вы мечтали о чеховском спектакле с известными актерами и без радикальных режиссерских решений — это ваша премьера.
«Покровские ворота»
Где:
Театр на Малой Бронной
Когда:
зимой
Новый худрук Константин Богомолов ставит ностальгическую комедию Леонида Зорина, которую все знают по фильму Михаила Козакова. Малоизвестный факт: прежде чем снять экранизацию, Козаков поставил эту пьесу в театре — и как раз на Малой Бронной.
Почему интересно. У Богомолова имидж эпатажного новатора, но на самом деле он мастер театральной попсы, и это редкий дар: перформансы ставить у нас более-менее умеют, а умные и нестыдные комедии днем с огнем не найдешь. «Покровские ворота» — на сто процентов его материал.
«Палачи»
Где:
«Гоголь-центр»
Когда:
с 12 сентября
Кирилл Серебренников ставит пьесу ирландца Мартина Макдонаха — вы знаете его как режиссера фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Главный герой — бывший палач, который держит бар на городской окраине, потому что смертную казнь отменили, а зарабатывать как-то надо. Макдонах пишет о Великобритании 1960-х, Серебренников переносит действие в Россию нулевых: у нас перестали казнить на полвека позже.
Почему интересно. Карьера Серебренникова началась с постановок современной драматургии, и, хотя со временем режиссер прославился трактовками классики, у него по-прежнему прекрасное чутье на своевременные новые тексты — взять хоть «(М)ученика» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, который объяснял все не только про религиозный экстремизм, но и вообще про Россию 2010-х.
«Чайка»
Где:
Московский дебют литовского режиссера Оскараса Коршуноваса по пьесе, на которую ссылается логотип театра. Аркадину будет играть Дарья Мороз, а Нину Заречную — Паулина Андреева.
Почему интересно. На сегодня Коршуновас — самый интересный литовский режиссер: это комплимент, потому что в Литве сильный театр. Он ровесник Серебренникова и знаменит примерно тем же — нестандартными прочтениями классики.
«Борис»
Где:
Музей Москвы
10 октября
Фантазия Дмитрия Крымова на тему пушкинского «Бориса Годунова». Царя играет Тимофей Трибунцев из короткометражки «Проклятие», самозванца — Алина Ходжеванова и Мария Смольникова.
Почему интересно. Хулиганские спектакли Крымова относятся к классической литературе примерно как кинокомиксы к оригиналам: перед нами — свежие версии знакомых персонажей, которые проживают какую-то новую историю. Неожиданный взгляд на «Годунова» гарантирован.
Санкт-Петербург
«Профсоюз работников ада»
Где:
Pop-up театр
Бархоппинг с аудиогидом от Семена Александровского. Пока вы выпиваете, голос в наушниках рассказывает вам, как алкоголь поменял мировую историю. Пиво, например, породило аграрную революцию, а крепкие напитки — эпоху географических открытий.
Почему интересно. Александровский — один из немногих российских режиссеров, сочетающих новаторский интеллектуальный театр с увлекательным аттракционом. Историческая лекция плюс выпивка — идея в его духе.
«Три толстяка»
Где:
БДТ им. Товстоногова
с декабря
Заключительная часть трилогии Андрея Могучего по мотивам «Трех толстяков» Олеши, где вместо капиталистов главным антагонистом становится злая космическая энергия.
Почему интересно. Во-первых, фантастика с опорой на поп-культуру — область, куда театр почти не заходит. Во-вторых, это будет изобретательно, красиво и дорого — судя по предыдущим сериям «Толстяков».
«Голос»
Где:
театр post
Спектакль-эссе Дмитрия Волкострелова о голосе как средстве театральной выразительности. Это первая часть трилогии, за которой последуют «Взгляд» и «Тело».
Почему интересно. Спектакли об искусстве — то, что концептуальному режиссеру Волкострелову особенно хорошо удается: его проекты о пермской деревянной скульптуре или русских романсах были ничем не хуже научно-популярных статей.