«Прожить разный опыт через работы художников»: Анастасия Постригай — о русском искусстве и палестинской теме на ярмарке Art Dubai
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай лично побывала на Art Dubai и рассказывает о самых интересных трендах этого года
Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
На прошлой неделе прошла ярмарка Art Dubai. Это значимое событие представляет необъятный Глобальный Юг. Индия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка — если не вариться в арт-среде, то порой можно даже не догадываться, что в условной Индонезии или Уганде есть свои сильные рынки современного искусства. А они есть, более того, некоторые европейские галереи начинают специализироваться на них. Так что давно прошли времена, когда к арабскому или африканскому искусству можно было относиться просто как к экзотике: важно подмечать и будущих звезд в этом сегменте, и новые страны на арт-рынке.
Расскажу о своих наблюдениях и начну сразу с хорошей новости. Конечно, в центре внимания на ярмарке, как обычно, было искусство Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Но, хоть российские галереи не приехали (не были допущены), наши художники все же были в программе. Например, Koshta.collective показали видеоарт Саши Фроловой и ее арт-объект из латекса. А галерея Ton Diamonds представила работы Елены Шейдлиной, и их я была особенно рада видеть. Познакомилась с этой художницей много лет назад, и вот теперь она успешный автор, и ее картины — на одной из важнейших ярмарок на арт-рынке.
На ярмарке сделали четыре секции. В разделе Contemporary были персональные и групповые стенды галерей со всего света, под цифровое искусство был отведен Digital. Секция Modern была посвящена тому, как развивалось искусство Глобального Юга, — ее, кстати, курировала доцент Американского университета Шарджи Кристианна Бонин, которая отлично говорит по-русски, это было невероятно приятно. Также была секция Bawwaba, что в переводе с арабского означает «ворота», то есть это буквально открытый путь на ярмарку для молодых художников, которые создавали работы за последний год или специально для Art Dubai.
В этот раз в Дубае я подметила для себя три тренда. Продолжает привлекать внимание женское искусство. Индийские галереи стали триумфаторами ярмарки, заняли ключевые места в экспозиции и привезли большую программу. А еще Art Dubai в этом году был еще более открытым для обсуждения социальных проблем и политики. Это настолько ясно читалось и бросалось в глаза, что, судя по беседам в кулуарах, даже отталкивало некоторых покупателей, например, из Штатов. Попросту не все готовы держать у себя искусство с зашитым в нем недвусмысленным политическим высказыванием, особенно в странах, где принято сглаживать углы в общении.
Ключевой темой стала ситуация в секторе Газа, и посыл организаторов был прозрачный: на ярмарке можно было увидеть работы палестинских художников, в программе участвовали Gallery One и Zawyeh gallery из Рамаллы. Основанная в 2022 году в ОАЭ Nika Project Space показала инсталляцию палестинки Мирны Бамье «Sour Things. The Kitchen» — хаос из посуды, солений и постепенно гниющих продуктов. Через этот проект художница, по ее словам, рассказывает о своем опыте как палестинки, об истории родных мест и о ходе времени. А одна из важнейших индийских галерей — Chemould Prescott Road — сделала полностью женский стенд и представила в том числе текстильные работы Даны Авартани, которые отражают разрушение исторических памятников в арабском мире, в том числе в результате конфликта в Газе.
Экспозиция австрийской Galerie Krinzinger тоже не обошла стороной социально-политические темы: на стенде была композиция известной саудовской художницы Махи Маллу, составленная из кассет с записями молитв и проповедей на деревянном подносе и названная «Пищей для ума». По цвету кассеты выстраиваются в арабскую надпись «фетва» — это решения, в том числе официальные запреты, на основе принципов шариата.
Уже по этой подборке видно, что на Art Dubai каждая галерея составляет программу под этот довольно особенный рынок, не обязательно ограничиваясь географией и первыми именами. Да, галерея Continua, которая работает с крупными художниками со всего мира, привезла авторов, которые в представлении не нуждаются, — Субодха Гупту, Аниша Капура и Ай Вэйвэя. А статусная европейская галерея Almine Rech показала менее известную французскую художницу вьетнамского происхождения Ту-Ван Тран. К слову, именно ее абстракция — мой личный хайлайт на этой ярмарке.
Из индийских авторов я бы отметила тонкие и нежные коллажи индийской художницы Анжу Дудиа (Anju Dodiya), которые были на стенде Chemould Prescott Road. В прошлом году галерея выставляла работы ее куда более известного мужа Атула Дудиа, и вот в этом году баланс восстановлен. В центре коллажей Дудиа — небольшие фотографии самой художницы рядом с ее работами или значимыми произведениями мирового искусства, а снимки эти обрамляет абстракция.
Небольшая галерея из Нью-Дели Shrine Empire привезла работы художницы Саманты Батры Мехты (Samanta Batra Mehta) с винтажными скляночками, картами и гравюрами. Как Мехта сама о себе пишет, раннее детство она провела на борту корабля, а позднее успела пожить на трех разных континентах, поэтому темы пути и корней важны в ее творчестве. На этом же стенде показали кропотливо сделанные абстракции Нирджи Котари (Neerja Kothari), для которой искусство — еще и терапия, возможность восстановить работу мышц.
Как и всегда на ярмарках, здесь есть работы, ценные с точки зрения искусствоведа, а есть вполне статусные вещи. Например, в Индии есть два художника, без работ которых ни один богатый дом по местным меркам не может выглядеть достаточно люксово. Это известные модернисты Сайед Хайдер Раза и Макбул Фида Хусейн. Сайед Хайдер Раза как раз был на стенде лондонской Grosvenor Gallery, которая много лет представляет художников Индии и Пакистана. Так что, если встретите их картины в гостинице Нью-Дели или в гостях — имейте в виду, владельцы этого пространства действительно стараются показать свой статус.
Art Dubai — хорошая возможность присмотреться к африканскому искусству, а за ним стоит следить, поскольку растет оно очень быстро. Но тут обобщения не работают: с одной стороны, и не о каждой стране Африки можно говорить в контексте арт-рынка, с другой — у успешных авторов за спиной зачастую обучение в престижных европейских или американских вузах, и базироваться они могут далеко от родины. Искусство африканских стран в Дубае показывали, например, галереи Efie (ОАЭ) и Afriart Gallery (Уганда). А туринская Galleria Franco Noero представила на своем стенде текстильные работы молодого художника Эрика Натаниэля Мэка.
Любопытно, что пока некоторые галереи акцентировали внимание на художниках индийского, африканского и арабского происхождения, представители стран СНГ сосредоточились на своем искусстве. Aspan Gallery из Алма-Аты показала фотографии Саида Атабекова, посвященные национальной игре кокпар, которая напоминает поло. Колорит казахстанский, но посыл всадника, надевшего на своего коня украшение с надписью Lexus, понятен в любой точке мира. На стенде также были работы Алмагуль Менлибаевой, которая создает так называемый кибертекстиль: на ткани печатаются и вручную оформляются изображения, которые генерирует ИИ.
Gazelli Art House с филиалами в Лондоне и Баку тоже составила программу на основе азербайджанского искусства. Здесь показали экспрессиониста Ашрафа Мурада, значимого автора музейного уровня, чьи работы нечасто можно встретить в продаже, и пейзажи современной художницы Аиды Махмудовой.
У ярмарки Art Dubai есть свой характер, и даже если вживую посмотреть ее не получается, присмотреться к заявленным участникам и галереям точно стоит. Я часто говорю, что искусство позволяет нам прожить разный опыт через биографии художников и их произведения. И как раз в Дубае обычно большая концентрация нетривиальных работ, которые отражают опыт людей других стран и культур, часто знакомых нам только на уровне стереотипов. К тому же на любой ярмарке можно встретить будущую звезду, за становлением которой будет очень интересно наблюдать.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7