Фольклор, неоклассика и немой фильм ужасов: что смотреть и слушать на фестивале Vivacello
Все, кто любым видам досуга предпочитает культурный, — мы с вами. И предлагаем следующую неделю провести с академическим размахом: с 11 по 18 ноября при информационном партнерстве BURO. в Москве пройдет XVI Международный фестиваль Vivacello — единственный в стране проект, посвященный виолончельной музыке. Чтобы вы не запутались (на этот раз площадок сразу три — Концертный зал имени П. И. Чайковского, ДК «Рассвет» и «Мультимедиа Арт Музей») и были в курсе самого интересного, сделали подробный гид по программе. И нет, в нем не только музыка.
НОЯБРЯ
11
Специально для фестиваля американский современный композитор Освальдо Голихов написал пьесу Esperanza, что переводится с испанского как «Надежда» (к слову, тема шестнадцатого фестиваля). Сочинение исполнит интернациональный квартет виолончелистов — Борис Андрианов, Мириам Пранди, Александр Рамм и Микаэл Самсонов. Если произведение напомнит вам что-то знакомое, не будем томить и подскажем: это авторская обработка темы из фильма «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, представленного в мае этого года в Каннах. Прозвучит на открытии и другая музыка: от самой что ни на есть классики — Концерта № 2 Йозефа Гайдна — до слезовыжимательного песнопения «Cántico de la Pietá» Антона Гарсиа Абриля.
ЧТО:
пьеса Esperanza Освальдо Голихова
ГДЕ:
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ДЛЯ КОГО:
всех, кто не теряет надежды
Композитор Освальдо Голихов
Арт-директор фестиваля Vivacello, виолончелист Борис Андрианов
НОЯБРЯ
15
На вечере камерной музыки заслуженный артист Армении виолончелист Нарек Ахназарян и пианист Яков Кацнельсон исполнят сочинения немецких классиков-романтиков и композиторов ХХ века — откроют программу пьесами-фантазиями ор. 73 Шумана и монументальной второй сонатой Мендельсона (написанной, к слову, для искусного виолончелиста-любителя русского графа Матвея Виельгорского). Второе отделение будет с фольклорным колоритом — грузинские и армянские пьесы в народном стиле и, наконец, виртуозное «Большое танго» Астора Пьяццоллы, которое аргентинский «король танго» написал для Мстислава Ростроповича.
ЧТО:
концерт «Виолончель и фортепиано.
От Шумана до Пьяццоллы»
ГДЕ:
ДК «Рассвет»
ДЛЯ КОГО:
тех, кому музыка немецких
классиков-романтиков и фольклор близки одинаково
Виолончелист Нарек Ахназарян
Пианист Яков Кацнельсон
НОЯБРЯ
16
Совместный проект Vivacello и Центра электроакустической музыки Московской консерватории — это программа из семи произведений ныне живущих композиторов со всего мира — России и США, Германии и Нидерландов, Китая и Японии. Что самое интересное, сочинения создавались для виолончели, электроники и видео — этот симбиоз цифрового и акустического впечатлит даже тех, кто к академической музыке относится холодно. Услышим творения Алексея Сысоева, Михаэля Байля, Янниса Кириакидеса, Янга Сонга, Хибики Мукаи, Николая Попова и Стива Райха — включенные в программу авторы ищут ответы на вызов времени, определяя, как писать музыку для традиционного инструмента в новую мультимедийную эпоху. Вместе их сочинения складываются в панораму виолончельной музыки XXI века.
ЧТО:
мультимедийная программа
«Теория струн»
ГДЕ:
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ДЛЯ КОГО:
поклонников неоклассики
и диджитал-арта
Центр электроакустической музыки Московской консерватории
НОЯБРЯ
Фильм эпохи немого кино (да не простой, а новаторский — первый в жанре немецкого экспрессионизма, первый о психических расстройствах и один из первых хорроров) «Кабинет доктора Калигари» наконец «зазвучит» — в сопровождении музыки современного израильского композитора Юваля Готлибовича. В 2008-м он написал оригинальную композицию к ленте по заказу фестиваля Are-More в испанском Виго, где и состоялась премьера. Партию виолончели исполнял брат Юваля Йонатан Готлибович. Музыканты располагали лишь альтом и виолончелью, но благодаря безграничным возможностям инструментов им удалось создать мрачную, но богатую звуковую палитру, различными приемами игры усилить экспрессию драмы и чутко откликаться на все, что происходит на экране. Летом 2024-го фильм с музыкой Готлибовича был показан в рамках международного фестиваля Stichting Stift в Нидерландах, где к Ювалю в дуэте впервые присоединился Борис Андрианов. Показ картины на фестивале Vivacello в Москве — продолжение сотрудничества музыкантов.
17
ЧТО:
фильм «Кабинет доктора Калигари»
Роберта Вине, 1920
ГДЕ:
«Мультимедиа Арт Музей»
ДЛЯ КОГО:
ценителей немого кино
и любителей пощекотать нервы
Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари», 1920
НОЯБРЯ
18
На закрытии фестиваля гости первыми услышат новое произведение московского композитора Алексея Сысоева «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна» для четырех виолончелей, трех флейт и струнного оркестра. А после прозвучит «Семь последних слов Спасителя на кресте» уже самого Йозефа Гайдна (считавшего, кстати, этот цикл пьес своим лучшим сочинением). Его исполнят семь (как и слов Спасителя) виолончелистов — Борис Андрианов, Мария Зайцева, Анна Кошкина, Алексей Жилин, Сергей Словачевский, Василий Степанов, Полина Тхай — и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.
ЧТО:
закрытие фестиваля большой премьерой
московского композитора
ГДЕ:
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ДЛЯ КОГО:
очарованных музыкой
Йозефа Гайдна
Ансамбль Questa Musica
Филипп Чижевский
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7