


T
Фольклор, неоклассика и немой фильм ужасов: что смотреть и слушать на фестивале Vivacello
Все, кто любым видам досуга предпочитает культурный, — мы с вами. И предлагаем следующую неделю провести с академическим размахом: с 11 по 18 ноября при информационном партнерстве BURO. в Москве пройдет XVI Международный фестиваль Vivacello — единственный в стране проект, посвященный виолончельной музыке. Чтобы вы не запутались (на этот раз площадок сразу три — Концертный зал имени П. И. Чайковского, ДК «Рассвет» и «Мультимедиа Арт Музей») и были в курсе самого интересного, сделали подробный гид по программе. И нет, в нем не только музыка.
НОЯБРЯ
11
Специально для фестиваля американский современный композитор Освальдо Голихов написал пьесу Esperanza, что переводится с испанского как «Надежда» (к слову, тема шестнадцатого фестиваля). Сочинение исполнит интернациональный квартет виолончелистов — Борис Андрианов, Мириам Пранди, Александр Рамм и Микаэл Самсонов. Если произведение напомнит вам что-то знакомое, не будем томить и подскажем: это авторская обработка темы из фильма «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, представленного в мае этого года в Каннах. Прозвучит на открытии и другая музыка: от самой что ни на есть классики — Концерта № 2 Йозефа Гайдна — до слезовыжимательного песнопения «Cántico de la Pietá» Антона Гарсиа Абриля.
ЧТО:
пьеса Esperanza Освальдо Голихова
ГДЕ:
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ДЛЯ КОГО:
всех, кто не теряет надежды


Композитор Освальдо Голихов
Арт-директор фестиваля Vivacello, виолончелист Борис Андрианов
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
НОЯБРЯ
15
На вечере камерной музыки заслуженный артист Армении виолончелист Нарек Ахназарян и пианист Яков Кацнельсон исполнят сочинения немецких классиков-романтиков и композиторов ХХ века — откроют программу пьесами-фантазиями ор. 73 Шумана и монументальной второй сонатой Мендельсона (написанной, к слову, для искусного виолончелиста-любителя русского графа Матвея Виельгорского). Второе отделение будет с фольклорным колоритом — грузинские и армянские пьесы в народном стиле и, наконец, виртуозное «Большое танго» Астора Пьяццоллы, которое аргентинский «король танго» написал для Мстислава Ростроповича.
ЧТО:
концерт «Виолончель и фортепиано.
От Шумана до Пьяццоллы»
ГДЕ:
ДК «Рассвет»
ДЛЯ КОГО:
тех, кому музыка немецких
классиков-романтиков и фольклор близки одинаково


Виолончелист Нарек Ахназарян
Пианист Яков Кацнельсон
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
НОЯБРЯ
16
Совместный проект Vivacello и Центра электроакустической музыки Московской консерватории — это программа из семи произведений ныне живущих композиторов со всего мира — России и США, Германии и Нидерландов, Китая и Японии. Что самое интересное, сочинения создавались для виолончели, электроники и видео — этот симбиоз цифрового и акустического впечатлит даже тех, кто к академической музыке относится холодно. Услышим творения Алексея Сысоева, Михаэля Байля, Янниса Кириакидеса, Янга Сонга, Хибики Мукаи, Николая Попова и Стива Райха — включенные в программу авторы ищут ответы на вызов времени, определяя, как писать музыку для традиционного инструмента в новую мультимедийную эпоху. Вместе их сочинения складываются в панораму виолончельной музыки XXI века.
ЧТО:
мультимедийная программа
«Теория струн»
ГДЕ:
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ДЛЯ КОГО:
поклонников неоклассики
и диджитал-арта

Центр электроакустической музыки Московской консерватории
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
НОЯБРЯ
Фильм эпохи немого кино (да не простой, а новаторский — первый в жанре немецкого экспрессионизма, первый о психических расстройствах и один из первых хорроров) «Кабинет доктора Калигари» наконец «зазвучит» — в сопровождении музыки современного израильского композитора Юваля Готлибовича. В 2008-м он написал оригинальную композицию к ленте по заказу фестиваля Are-More в испанском Виго, где и состоялась премьера. Партию виолончели исполнял брат Юваля Йонатан Готлибович. Музыканты располагали лишь альтом и виолончелью, но благодаря безграничным возможностям инструментов им удалось создать мрачную, но богатую звуковую палитру, различными приемами игры усилить экспрессию драмы и чутко откликаться на все, что происходит на экране. Летом 2024-го фильм с музыкой Готлибовича был показан в рамках международного фестиваля Stichting Stift в Нидерландах, где к Ювалю в дуэте впервые присоединился Борис Андрианов. Показ картины на фестивале Vivacello в Москве — продолжение сотрудничества музыкантов.
17
ЧТО:
фильм «Кабинет доктора Калигари»
Роберта Вине, 1920
ГДЕ:
«Мультимедиа Арт Музей»
ДЛЯ КОГО:
ценителей немого кино
и любителей пощекотать нервы


Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари», 1920
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
НОЯБРЯ
18
На закрытии фестиваля гости первыми услышат новое произведение московского композитора Алексея Сысоева «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна» для четырех виолончелей, трех флейт и струнного оркестра. А после прозвучит «Семь последних слов Спасителя на кресте» уже самого Йозефа Гайдна (считавшего, кстати, этот цикл пьес своим лучшим сочинением). Его исполнят семь (как и слов Спасителя) виолончелистов — Борис Андрианов, Мария Зайцева, Анна Кошкина, Алексей Жилин, Сергей Словачевский, Василий Степанов, Полина Тхай — и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.
ЧТО:
закрытие фестиваля большой премьерой
московского композитора
ГДЕ:
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ДЛЯ КОГО:
очарованных музыкой
Йозефа Гайдна


Ансамбль Questa Musica
Филипп Чижевский
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7