«Дочь рыбака»: посмотрите кадры из фэшн-сказки про царевну от фотохудожницы Юлдус Бахтиозиной
10 мгновений из фильма, в которых Васнецов встречается с сюрреализмом, показанного на онлайн-версии фестиваля «Зеркало» в конце июня
В своем полнометражном дебюте «Дочь рыбака» фотохудожница из Петербурга Юлдус Бахтиозина выступила не только режиссером, но и сценаристом, оператором и художником-постановщиком. Бахтиозина закончила Central Saint Martins, занимается модной фотографией. В 2015 году итальянский Vogue назвал ее лучшим модным фотографом мира, а в прошлом декабре она стала участницей нашего проекта «Визионеры». Бахтиозина снимает в «русском стиле» — и в «Дочери рыбака» он возведен в абсолют.
Главная героиня — продавщица передвижного рыбного ларька Полина Щукина (Алина Король). При содействии бабушки в кокошнике она попадает в волшебный мир, где занимаются подготовкой царевен.
Теперь ей нужно пройти испытания: проявить характер, храбрость, силу — причем и духа, и тела: претенденток отбирают в том числе с помощью соревнования по армрестлингу. Все это необходимо, чтобы доказать свою «царевность» — слово, которое используют сами создатели фильма.
Мир это, конечно, магический, но очень бюрократизированный: отбором царевен занимается специальная структура с жесткой иерархией. Чтобы занять место в сказке, нужно не только проявить себя, но и высидеть очередь, и заполнить кучу бумажек. Жанр определен как «сказочная сатира».
Критики хвалят «Дочь рыбака» прежде всего за богатый визуальный ряд. Героини одеты в кокошники, бархат, атлас и органзу, щедро украшенные жемчугом и бисером — как будто они пришли с бала в честь 300-летия дома Романовых. Но, чтобы уйти от неизбежных ассоциаций с исключительно «дорого-богато», Бахтиозина позволяет себе хулиганство и одевает царевен в лаковые ботфорты с вязаными балаклавами. Еще интереснее контраст нарядов и декораций: сказка снята, кажется, в интерьерах советского санатория.
«Дочь рыбака» работает прежде всего на территории искусства, а не кино. Разглядеть заявленную историю «об испытаниях и трансформации, связанных с необходимостью преодоления отчаяния», в ней трудно, и гораздо комфортнее ее представить в качестве видеоинсталляции в галерее. Но и для проката в ютубе масштаб работы несопоставим: это не просто часовой модный клип, а сильный художественный стейтмент.
«Дочь рыбака», снятая в размеренном, неторопливом ритме, со статичными планами и длинными паузами, нечастыми и как бы нехотя произнесенными диалогами, производит гипнотическое впечатление, погружает зрителя в волшебный сон.
Эта сказка не только про прекрасных юных дев. В царстве есть и персонажи постарше: в съемках участвовали модели из агентства Oldushka.
Бахтиозиной интересны не только наряды, но и мифы. Узнаваемые сказочные сюжеты про царевну-лебедь и царевну-лягушку, братца Иванушку, птицу Сирин переживают ревизию — и, видимо, не лучшие времена.
Изначально предполагалось, что «Дочь рыбака» покажут в кино весной 2020 года, но из-за эпидемии прокат перенесли. А пока планировать что-то с выходом в кинотеатрах сложно, Бахтиозина объявила, что снимет свой новый фильм в Ивановской области, где в мирные времена проходит «Зеркало». Кроме того, она будет отвечать за видеоролик следующего — 15-го фестиваля.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7