Lobby — арт-консьерж и очень фотогеничное пространство. Что еще о нем нужно знать?
Рассказывают его основательницы Кристина Етумян и Софья Карповская
1 июня в Гостином Дворе открылось место, в которое вы точно захотите попасть этим летом. Знакомьтесь, Lobby — пространство с кафе, баром, магазином и офисом арт-консьержа, который призван не только работать с уже состоявшимся коллекционерами искусства, но и открывать этот мир тем, кто делает первые шаги в арт-направлении. Как устроено Lobby, что оно может предложить и каково это — запускать подобный проект в условиях пандемии, BURO. рассказали основательницы Lobby Кристина Етумян и Софья Карповская.
Кристина Етумян
Софья Карповская
Расскажите о себе и своем бэкграунде в арт-сфере.
Софья:
Когда я получала свое первое — журналистское — образование в МГУ, в качестве одного из межфакультетских курсов я выбрала «Семиотику изображения» на факультете искусств, и это была любовь с первого слайда. Работая на программе «Вечерний Ургант», куда я пришла стажером во время учебы, а задержалась на три года, помимо рабочих и профессиональных связей я обрела близкие приятельские отношения, которые сыграли важную роль в моем переходе из медиа в арт-сферу. Так я познакомилась с Григорием Ореховым. Он пригласил меня работать над открытием Orekhov Gallery, и понеслось…
За три года в галерее я попробовала себя практически во всех арт-профессиях: от личного ассистента художника до арт-эдвайзера. Параллельно с работой отучилась на курсах арт-менеджмента и галерейного бизнеса, которые курирует Николай Палажченко (арт-менеджер, член совета фонда «Винзвода», представитель ярмарки Art Basel в России. — Прим. BURO.). Но, чтобы стать профессионалом в арт-сфере, защитить разово свой диплом или получить сертификат недостаточно. Нужно искренне любить и верить в искусство, проявлять любопытство и заниматься ежедневным самообразованием, что я и делаю.
Кристина:
Я по образованию экономист. Имея опыт на биржевом рынке, безусловно, вижу перспективу в применении схожих тактик при коллекционировании искусства, но успешный коллекционер — это гораздо больше, чем успешный трейдер. В нашем проекте я отвечаю за развитие концепт-стора и кафе.
В чем суть проекта Lobby?
Софья:
Мы хотим сделать процесс коллекционирования искусства более доступным для каждого. Для примера возьмем человека, который только собирается начать коллекционировать, и его общение с галеристами на ярмарке. Зачастую такой опыт превращается для новичков в стресс. Конечно, им нужна поддержка и совет профессионалов. Наш проект основан на принципе финансовой прозрачности. Мы занимаемся арт-эдвайзингом: мы не берем агентских комиссий с приобретаемых работ для клиентов, что принципиально отличает наш подход от комиссионного дилерского. Нам важно наладить «командную игру» и с клиентом, и с официальными представителями рынка — галереями, государственными музеями и частными культурными институциями. В долгосрочной перспективе это позволяет достичь наиболее эффективного результата. Мы также верим в силу комплексного подхода. Больше года мы с командой детально прорабатывали и внедряли эти принципы в каждую из услуг, за которыми теперь можно обратиться в Lobby.
Кристина Етумян, Ниссо Яхшимурадова, Софья Карповская
Когда и при каких обстоятельствах он был задуман?
Софья:
На открытии «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ им. А. С. Пушкина я познакомилась с Ниссо Яхшимурадовой, которая теперь возглавляет направление арт-консьержа Lobby. Помню, как она поделилась, что, работая в музее, часто получает запросы на организацию индивидуальных экскурсий и что любит проводить свои вечера за составлением персональных культурных маршрутов в поездки друзьям, друзьям друзей и сталкивается с теми же неловкими моментами, когда последние хотят ее «отблагодарить».
Мы тут же решили, что нам стоит объединить усилия и разработать некий алгоритм, систему предоставления услуг, определиться с ценообразованием. Постепенно мы пришли к идее создания полноценного арт-консьержа. О пространстве даже не думали. Все произошло само собой, абсолютно случайно, но крайне стремительно. Кристина предложила посмотреть пространство в Гостином Дворе и придумать в нем что-нибудь, связанное с идеей наших услуг. И мы придумали Lobby.
Кристина:
И теперь мы представляем широкий набор арт-услуг: от полного цикла сопровождения сделок по приобретению предметов искусства до подготовки индивидуальных программ досуга и арт-путешествий и даже курирования домашней арт-библиотеки.
Как вы искали локацию? Почему выбрали Гостиный Двор?
Софья:
Мы не искали и не смотрели никаких иных помещений, формат и концепция адаптировались под наше пространство с самого начала. Мы влюбились в своды, большие окна и прекрасный вид и бросили вызов себе и архитекторам сделать в Гостином Дворе что-то, что могло бы задать абсолютно новый вектор восприятия этого исторического здания.
Кристина:
Мы осознаем, что у Гостиного Двора есть спорный торговый флер, но при этом именно здесь проходит ежегодная ярмарка современного искусства Cosmoscow и вручается премия The Art Newspaper. С этого года в Гостиный Двор также перебрался Российский антикварный салон и наша любимая книжная ярмарка Non Fiction. От нас в хорошую погоду можно прогуляться и до Третьяковской галереи, и до ГМИИ им. Пушкина, а также в МАММ и МОММА. В ближайшем времени откроется V-A-C Foundation. Романов переулок с офисом Christie’s и Sotheby’s — в 10 минутах. Ну и конечно же, большое количество галерей, которые начали открываться и в самом Гостином Дворе.
Как вы познакомились с Дарьей Беляковой, которая занималась архитектурной концепцией пространства? Насколько вы были вовлечены в процесс дизайна?
Софья:
Как это обычно бывает, на Дарью мы вышли через три рукопожатия. Нас впечатлило портфолио бюро Arch-e-type, и мы договорились о встрече. Стало сразу ясно, что мы понимаем друг друга с полуслова и очень совпадаем во вкусах. Мы рассказали Дарье свою концепцию и доверились ее команде. Потребовалось буквально несколько рабочих встреч для внесения небольших доработок в предложенную дизайн-концепцию, чтобы довести ее до идеала. Дарья поначалу отговаривала нас от четырехметрового книжного шкафа в зоне библиотеки, но, визуализировав эту идею, согласилась воплотить нашу мечту.
Кристина:
Чтобы сделать ремонт в этом небольшом пространстве, нам потребовался практически год. Из-за того что Гостиный Двор — это памятник архитектуры, буквально каждый шаг сопровождался большим количеством бумажек. И хотя негативных историй, связанных с ремонтом, у нас на несколько часов, это все равно бесценный опыт.
Чем вдохновлен внешний вид Lobby? Какие были референсы к дизайну пространства?
Софья:
У нас не было конкретных референсов — лишь понимание атмосферы которую хочется передать. Я подписана на @Larrys_List, где ежедневно публикуются жилые интерьеры коллекционеров искусства, и мне очень хотелось воплотить этот дух жизни с искусством. Чтобы каждый мог как будто бы оказаться в гостях у коллекционера. Также мы искали вдохновение в альбомах различных дизайнеров, которые теперь представлены в нашем магазине.
Как вы можете описать стиль этого интерьера — развернуто и в трех ключевых словах? Какие эмоции должно это пространство пробудить в госте?
Кристина:
Стиль интерьера органично вплетен в исторические особенности здания. Мы старались подчеркнуть лучшие его достоинства: объем, своды, свет. Несмотря на самодостаточность дизайна, все спроектировано таким образом, чтобы главным было искусство, которое постепенно будет появляться в Lobby.
Софья:
Воздух. Геометрия. Мечта.
Будет ли возможность просто прийти к вам как на экскурсию, посидеть, выпить кофе? Или Lobby — скорее закрытая история, где все только по делу?
Софья:
Нам нравится философия международных закрытых арт-клубов, таких как The Arts в Лондоне, но в Lobby сможет прийти любой желающий. Для нас с самого начала было важно создать «безбарьерный» вход для всех желающих, даже тех, кто приходит просто за атмосферой или случайно шел мимо. Миссия нашего проекта — вовлечь в мир искусства как можно больше людей. На наш взгляд, это можно сделать только с политикой открытых дверей и прозрачного сервиса.
Кристина:
Мы рады каждому гостю, неважно, зашел он за книгой, утренним кофе или на аперитив в пятницу вечером, совсем не обязательно, чтобы он был связан с искусством.
Каково это — запускать такой амбициозный и люксовый проект в условиях пандемии и экономического кризиса? Каким вы видите будущее Lobby?
Кристина:
Пандемия сорвала планы не только Lobby. Думаю, нам так же не просто, как и всем остальным. Если этап интервьюирования, очень важный для каждой из наших услуг, можно провести онлайн, то путешествия, экскурсии и живой private view искусства полноценно заменить онлайном все-таки не получается.
Софья:
Тинторетто писал свои величайшие работы в здании, предназначенном для чумного карантина в Венеции. А художники-прерафаэлиты часто женились на девушках, перенесших туберкулез, романтизируя и вдохновляясь их болезненной красотой. Важно не забывать, что у любой медали есть две стороны. И у мира искусства во время эпидемии тоже. Безусловно, арт-рынок находится в рецессии из-за случившегося кризиса. Только начинающему формироваться российскому арт-рынку будет еще сложнее, чем другим. Но, как бы обидно нам ни было за себя и коллег, для коллекционеров сейчас хорошее время. Появляется много предложений, которые можно приобрести «на спаде». Пандемия пройдет, а искусство останется навечно.
Lobby
Гостиный Двор, ул. Варварка, д. 3, вход между подъездами 16 и 17
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7