Поиск

Английская \"Сильвия\" открыла фестиваль балета \"Мариинский\"

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский"

Реконструкция постановки 1952 года

Текст: Дарья Шамина

Фото: Наталья Разина

На исторической сцене Мариинки представили реконструкцию спектакля гениального хореографа Фредерика Аштона. Наш корреспондент побывал на премьере постановки

Петербург традиционно и заслуженно считается городом эстетским. Приезжаешь в Москву — и тебя встречает Олег Газманов (в смысле, его песня "Москва, звонят колокола"), а в Питере на Московском вокзале слышишь Рейнгольда Глиэра и его щемящий "Гимн великому городу" (разумеется, без слов). Так что именно в Питере самое место крупным культурным фестивалям — и их тут действительно достаточно. Вот сейчас, 3 апреля, стартовал XIV фестиваль балета "Мариинский".

Тем не менее, 1990-е дались Северной столице непросто. Питер 1990-х — это сериалы про милицию и облупившиеся фасады (их и сейчас тут хватает, но хоть Зимний дворец периодически красят). И вот представьте себе, как в конце 90-х два человека, близких приятеля, встречаются, чтобы побеседовать о жизни и об искусстве. И в ходе этого разговора рождается идея — организовать в городе балетный фестиваль, чтобы подарить истосковавшимся за лихое время петербуржцам и туристам современные и классические постановки. Кстати, два этих человека — Валерий Гергиев и Рокко Форте. Последний — владелец и основатель сети, которой принадлежит знаменитый питерский отель "Астория".

Через какое-то время идею удалось воплотить в жизнь: в 2001 состоялся первый Международный фестиваль балета "Мариинский". Господин Форте (вернее, его детище "Астория") остался партнером фестиваля, так что у его гостей особые привилегии — возможность забронировать лучшие места или пройтись с экскурсией по театральным закоулкам. Все это благодаря проекту "Театральная касса": у "Астории" есть собственные ложи в Мариинском и Михайловском театрах. Кроме того, гости могут взглянуть на места, обычно закрытые для публики, — например, на Головинский зал Мариинки (там уже полтора века изготавливают декорации). Но это лишь приятные дополнения. Главное, что "Мариинский" балетный смотр процветает и привозит все новые и новые спектакли. В нынешнем году фестиваль открыл балет "Сильвия" версии английского хореографа Фредерика Аштона.

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 1)

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 2)

Технически трехактная "Сильвия", показанная вчера на исторической сцене Мариинского театра, — реконструкция балета 1952 года (даже оформление такое же, как в оригинальном спектакле). Но это реконструкция, "собранная" на русской труппе. Так что каким получился балет — английским или все-таки русским, — ответить однозначно не получится.

Первые звуки музыки Лео Делиба в таинственном полумраке роскошной Мариинки будто вызывают призрак самого композитора и автора спектакля Аштона. Но вместо них в дымном полумраке сцены появляются чудесные феи и озорные сатиры. Их сменяют служительницы богини Дианы во главе с ее любимицей Сильвией. Правда, в Сильвии (партию исполняет 31-летняя Виктория Терешкина) катастрофически не хватает, как бы парадоксально это ни звучало, мужественности.

Каким получился балет — английским или все-таки русским, — ответить однозначно не получится

Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы напомнить сюжет балета. Либретто основано на пасторали ренессансного поэта Торквато Тассо "Аминта" о юном пастухе, влюбившемся в нимфу Сильвию. Но нимфа — вечная девственница, подчиняющаяся Диане и смеющаяся над Эросом, так что шансов у Аминты мало. На радость пастушка, в Сильвию попадает стрела коварного, но все-таки доброго Эроса...

Дальше начинаются перипетии: Аминта погибает, но Эрос возвращает его к жизни; до Сильвии находится еще один охотник Орион, из лап которого ей еле-еле удается ускользнуть (Угадайте, кто на этот раз ей помог? Верно, Эрос.); Диана обижается на Сильвию из-за предательства (нимфы же отрекаются от мужской любви), но Эрос снова спасает положение, и все заканчивается счастьем двух, казалось бы, несовместимых влюбленных.

"Фишка" во многом как раз в этой самой несовместимости: поначалу Сильвия выглядит почти мужеподобно со своим луком, страстью к охоте и ненавистью к богу любви. Аминта же, напротив, кажется 16-летней восторженной девочкой. Но время и Эрос все расставляют по местам: Сильвия становится женщиной, а Аминта по-настоящему мужает.

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 3)

Фредерику Аштону тогда удалось то, что представлялось почти невозможным, — превратить считавшуюся очень тяжеловесной "Сильвию" в воздушный и легкий для восприятия спектакль

Марго Фонтейн, которая первой исполнила партию Сильвии в балете Аштона, удавалось проходить путь от брутальной нимфы до нежной влюбленной женщины. В Виктории же с первого ее появления на сцене уже есть эта грациозная нежность.

Аминта Владимира Шклярова по-честному проходит путь от мальчика до мужа. Причем его перемена очевидна после "воскрешения". Честно говоря, очень радостно наблюдать в артисте балета нечто большее, чем просто технику, — понимание материала.

Дуэт Терешкиной и Шклярова существует уже давно: они вместе танцевали "Драгоценности" Джорджа Баланчина, традиционное "Лебединое озеро", "Дон Кихота" и многое другое. Но в "Сильвии" возникает ощущение, что они чуть ли не впервые друг друга видят. Отсюда рождаются легкая неловкость и смущение, что, впрочем, вяжется с сюжетом балета. На фоне скромности дуэтов соло примы и премьера Мариинки выглядят блестяще. В третьем акте после их вариаций зал ни разу не удержался от длительных оваций.

Особого внимания заслуживает Эрос Алексея Тютюнника и его ироничное, энергичное и в то же время легкое прочтение образа: одновременно он и бог (да не просто бог, а самое что ни на есть олицетворение deus ex machina), и веселый парень из соседнего двора. Плюс легкость заключена в каждом движении танцовщика. Даже сложнейшие элементы ему удается воплощать так естественно, что волей-неволей начинаешь верить в магию театра.

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 4)

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 5)

В магический водоворот затягивает и начало последнего акта. Артисты, исполняющие партии сельских жителей, наглядно демонстрируют, что такое кордебалет, за который русскую балетную школу ценят во всем мире. Правда, к середине акта волшебство уходит: сложнейшая сцена, в которой кордебалет образует концентрические круги, продуманная хореографом буквально с архитектурной точностью, пока еще с точки зрения воплощения небезупречна.

Однако даже секунды возникающего волшебства наполняют спектакль смыслом. Да, постановка 1952 года местами кажется почти наивной. Но в этом нет ничего плохого. Напротив, Фредерику Аштону тогда удалось то, что представлялось почти невозможным, — превратить считавшуюся очень тяжеловесной "Сильвию" в воздушный и легкий для восприятия спектакль. Ведь именно такова музыка Делиба, так в свое время восхищавшая Чайковского.

Кстати, петербургская сцена уже не раз сталкивалась с "Сильвией". Фактически именно с попытки создать балет на музыку Делиба начался тяжелый этап в судьбе Сергея Дягилева. Но Дягилева уволили, а вместе с ним ушли другие создатели спектакля. Художественным оформлением постановки занимались "мирискусники" — Бенуа, Бакст, Коровин, Лансере, Серов. Их проект так и остался лишь на бумаге. Постановку перепоручили Льву Иванову, однако он не смог ее завершить. В итоге к премьере спектакль привел Павел Гердт, который, вместе с тем, исполнял партию злодея Ориона. Это было в 1901 году.

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 6)

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 7)

Реконструкцией хореографии нынешней "Сильвии" занимался Кристофер Ньютон. С петербургской труппой репетировали Анна Тревьен и Сьюзан Джонс. Последняя, кстати, была на премьере третьего апреля, артисты в знак уважения, по традиции, вытащили балетмейстера на поклон (а вместе с ней и дирижера Гавриэля Гейне).

Второй показ "Сильвии" пройдет сегодня, 4 апреля (те, кому не хватает красивых во всех смыслах сказок о любви, еще могут успеть на спектакль). Правда, уже в другом составе: ведущие партии Сильвии и Аминты исполнят Алина Сомова и Ксандер Париш. 

Английская "Сильвия" открыла фестиваль балета "Мариинский" (фото 8)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7