Арт-направление: Аlserkal Avenue
Культурный центр Ближнего Востока
Арт-квартал Аlserkal Avenue — дубайская географическая локация, едва ли оправдывающая свое название: на самом деле это вовсе не широкий проспект, а лабиринт из узких переулочков, «протекающих» между промышленными складскими ангарами. Традиционно четыре раза в год они заполняются роскошными «Гелендвагенами» и «Феррари» с двузначными номерами, говорящими об их принадлежности к королевским «конюшням». Сияющие огни квартала, звон бокалов и вавилонский щебет богемы со всего света обозначают открытие очередного арт-сезона.
История Аlserkal Avenue началась в 2007 году, когда известный в Дубае предприниматель, коллекционер и меценат Абдулмонем Аль Серкал загорелся идеей обустроить на территории семейной мраморной фабрики квартал искусств, по примеру Gillman Barracks в Сингапуре, Mayfair и Shoreditch в Лондоне или Meatpacking District в Нью-Йорке. «Я начал изучать искусство в детстве, поскольку его коллекционировал мой отец, он обожает книги, исламское искусство и каллиграфию, — рассказывает Абдулмонем Аль Серкал. — Во время путешествий и обучения в Штатах я наблюдал за тем, как оно меняет окружающее пространство. Создавая арт-квартал в районе Al Quiz, мы не собирались конкурировать с другими мировыми столицами — нашей идеей было создать культурный центр в регионе Ближнего Востока, Африки и Южной Азии, обозначить его ценность — и у нас это получилось».
Глава семейства Исса бен Нассер Аль Серкал — арт-коллекционер, основатель музея автомобилей в районе Дубайского аэропорта и не менее активный путешественник. Когда мы вместе гостили в Москве, он, единственный из всей большой арабской делегации, встал в шесть утра и отправился пешком от Лубянки на Красную площадь, чтобы успеть к открытию Исторического музея. «Мои дети не стали предпринимателями — они увлеклись искусством и все, что сделали, придумали сами от начала до конца и построили на собственные деньги», — сказал мне Исса бен Нассер во время очередного путешествия.
Первым резидентом нового арт-хаба стала галерея Ayyam Gallery: так ее основатели, уроженцы Сирии Халид и Хишам Самави обозначили свое желание продвигать в Эмиратах искусство талантливых современников и соотечественников, в том числе и начинающих. После в ангары потянулись Carbon 12 и Isabelle van den Eynde — галереи, цель которых — популяризация творчества европейских и иранских художников на Ближнем Востоке. Пространство постепенно заполнялось, и на серых стенах за прошедшие годы появились вывески «ветеранов» арт-сцены The Third Line и Green Art Gallery, платформы для роста ближневосточных художников Lawrie Shabibi, а также частного музея Salsali Private Museum, где известный иранский меценат Рамин Сальсали выставляет свою коллекцию.
Процесс органического роста Аlserkal Avenue вовлекает в себя все новые жанры и шагает за пределы спектра визуальных искусств. Например, галерея A4 Space объединила кинокомнату, творческое пространство, кафе и библиотеку и превратилась в место сбора креативного сообщества. Проект Cinema Akil проводит в этом пространстве многочисленные кинофестивали и ретроспективы, незаменимые для поклонников артхауса. Практически параллельная реальность гламурного и ультрамодного Дубая.
2015 год стал для культурного квартала периодом масштабной экспансии: территория утроилась в размерах, что позволило привлечь на нее более 40 новых креативных проектов в области арта, архитектуры, дизайна и — в эпоху расцвета фуди-культуры — кулинарии. В общей сложности, сегодня в Аlserkal Avenue «прописаны» 94 галереи современного искусства, творческие организации и альтернативных пространства. Здесь есть даже уличный театр и школа театрального мастерства — The Junction.
В числе последних приобретений бывшей промзоны Дубая — всемирно известная Leila Heller Gallery — кстати, крупнейшая на сегодняшний день по площади коммерческая галерея Ближнего Востока (15 тысяч кв. футов). Пространство практически подбросило Дубай на новый культурный уровень, проведя в начале года выставку интерьерных предметов гениальной Захи Хадид, сместившей горизонтали и вертикали в мире архитектуры. Прямо сейчас, до 25 апреля, в галерее гостит первое на Ближнем Востоке соло-шоу «бедного» итальянца Микеланджело Пистолетто (одного из лидеров движения «Арте повера»).
Не менее знаковым стало и появление MB&F M.A.D. Gallery, специализирующейся на кинетическом искусстве. Автор идеи — известный часовых дел мастер Максимилиан Бюссер. Аналогичные галереи, погружающие посетителей в чудный мир механических арт-устройств, давно и успешно функционируют в Женеве и Тайпее. В дубайской коллекции — эксклюзивные «Световые машины» немецкого скульптора Фрэнка Бухвальда, движущиеся скульптуры китайского мастера Сиа Хана и футуристичные «машины» с двигателями от японца Чикары Нагаты. По признанию основателя галереи, даже если гости не смогут позволить себе приобрести дорогостоящие экспонаты, у них появится возможность подержать в руках ключи от вселенной, о которой, в век электронных гаджетов, они могли даже и не слышать.
Среди тех, кто постепенно осваивает Аlserkal Avenue, — хорошо известный в европейском круге арт-коллекционеров галерист Стефан Кусто с Custot Gallery, фонд Jean-Paul Najar Foundation с коллекцией абстракционизма, отражающей развитие направления с 60-х годов, а также студия каллиграфии знаменитого в регионе художника-граффитиста El Seed. А совсем скоро публике будет явлено новое уникальное выставочное пространство — его уже проектирует бюро Рема Колхаса OMA.
Почему галереи с международной репутацией «оседают» в Аlserkal Avenue, а не, к примеру, в ультрамодной среде Dubai Design District, где есть для жизни все, в том числе такая желанная инфраструктура? Возможно, потому, что в квартале промышленного района сохранились романтика и аутентичность. Или же речь идет об экономии бюджетов. Есть варианты. Однако сегодня, несмотря на то что дубайский арт-хаб становится все более коммерческим, он не теряет своей прелести. Как говорит Абдулмонем Аль Серкал: «Потому что мы самодостаточны».
Текст: Наталья Реммер