Интервью Buro 24/7: Софья Троценко
О "Винзаводе", выставке Best of Russia и фотографии в целом
Софья, зная о вашей огромной любви к фотографии — читала, что в музеях или книжных вы всегда прежде всего бежите к полке с фотоальбомами, что активно занимаетесь коллекционированием, все же хочу спросить: с чего началось это увлечение?
Восемь лет назад у меня была фотостудия, где кипела работа, куда приезжали западные фотографы. C началом работы Центра современного искусства "Винзавод" студия еще некоторое время просуществовала, но "Винзавод" стал для меня приоритетным. Кроме того, открылось много других фотостудий — одно дело, когда ты единственный, и совсем другое, когда похожих проектов много. Мое профессиональное увлечение фотографией началось от большого желания успеть поймать ускользающие моменты и увлечения фотографией как таковой. Больше всего я люблю старые архитектурные фото, сейчас — хорошие репортажные, а также классический fashion. А на Best of Russia мой любимый раздел — "События / Повседневная жизнь", потому что там есть все — и портреты, и архитектура, и город.
Расскажите, как началась история фотопроекта Best Of Russia — одного из важнейших фотопроектов "Винзавода", которому в этом году исполняется 5 лет. Какой, по-вашему, предстала Россия в этой "летописи" и все ли получилось именно так, как было изначально задумано?
Все проекты "Винзавода" инициируются прежде всего востребованностью того или иного направления у аудитории. Почти каждый второй посетитель центра увлекается фотографией. Сейчас ведь многие делают хорошие кадры не только на фотоаппарат, но и на айфон. Задумывая проект пять лет назад, мы, конечно, исходили из актуальности и популярности данного направления. Но увлекаться фотографией — это одно, а стать профессиональным фотографом может не каждый, потому что у нас не выстроена система профессионального роста. Поэтому одной из главных задач проекта стало формирование некой системы продвижения еще никому не известных, но талантливых фотографов. В рамках проекта не только признанные мастера, но и фотолюбители могут заявить о себе. У нас не было цели привлечь к участию в проекте исключительно профессиональных фотографов, поэтому в нем ежегодно принимают участие обычные жители страны — это одно из правил Best of Russia.
Популярность проекта, честно говоря, потрясает — в этом году было 33 тысячи присланных на конкурс изображений. Что будет дальше?
В первый год проекта мы получили около 16 тысяч фотографий, и с каждым годом их количество только росло. Так, с третьего года работы Best of Russia мы стали стабильно получать более 25 тысяч снимков. У нас складывается целая фотолетопись России, особенно благодаря работам в разделе "События" — есть смысл делать выставку ежегодной. Хотя не исключаю, что мы перейдем на двухгодичный формат. А пока наша задача — показать актуальность, событийность каждого года и, с другой стороны, — некую стабильность, ведь в таких номинациях, как "Природа" или "Архитектура" важны так называемые "вечные ценности". Есть потрясающие классические фотографии, и по этим снимкам никогда точно не скажешь, в каком году они сделаны.
Каждый год мы стараемся посещать и другие города с выставкой Best of Russia, их список все время меняется. Обычно получается не более трех выставок в регионах — мы не можем показывать этот проект на маленькой площади, он у нас занимает больше 1,5 тысячи квадратных метров. Далеко не в каждом регионе есть музей с выставочной площадью, необходимой для масштабной экспозиции.
Как проходит отбор лучших изображений и что вас, как члена экспертного совета, больше всего привлекает в снимках, участвующих в конкурсе?
Самое сложное достается модераторам, которые должны пересмотреть весь объем фотографий. Члены жюри определяют лучшие из отобранных на первом этапе работ. С самого начала мы старались избежать персонификации — в процессе голосования жюри никогда не видит ни возраста, ни имени и фамилии автора фотографии. Но всегда есть названия или описания, они зачастую бывают очень личностными и сильно влияют на восприятие работы, дополняют ее. Больше всего снимков присылают, конечно, в раздел "События/Повседневная жизнь". Ежегодно в номинации "Природа" у нас появляется какое-то "любимое" животное — это может быть медведь, лошадь, собака — всегда разные. Кроме того, лично меня радует номинация, связанная с модой, называется она "Стиль". С каждым годом мы получаем все больше ярких и профессиональных фотографий в этом разделе. География участников растет от года к году, и очень часто снимки сделаны на уровне хороших глянцевых журналов. Например, в прошлом году фоторабота одного из победителей в номинации "Стиль" впечатлила редакцию журнала Glamour, и фотограф был приглашен к участию в профессиональной фотосессии.
Вот уже почти год, как вы покинули пост директора "Винзавода" и занялись работой в правительстве Москвы, затем — в Министерстве культуры. А что по-прежнему остается под вашим руководством на "Винзаводе"? И есть ли какие-то планы, которые можно вывести из разряда секретных?
На "Винзаводе" я курирую и согласовываю политику развития центра, а всем контентом сейчас занимается директор Фонда поддержки современного искусств "Винзавод" Елена Пантелеева. От оперативного управления центром я ушла в феврале прошлого года, когда начала работать в правительстве Москвы, где проводила большую часть времени вплоть до июля. В сентябре на "Винзаводе" мы инициировали несколько новых проектов, например, "Арт-квартал", который делаем вместе с ARTPLAY и правительством Москвы на территории Сыромятников. Этот большой проект, связанный с промышленным дизайном, охватывает и другие площадки, находящиеся поблизости.
Так как я определяю общую политику развития "Винзавода", то, конечно, могу сказать, что наша главная задача сегодня — развиваться в разных направлениях современного искусства. С сентября мы открыли лекционный просветительский проект — "Винзавод Просвет". У нас также есть пять важных проектов, которые мы поддерживаем, — это спецпроект "Старт" (поддержка и развитие молодых российских художников), "Платформа (площадка современного исполнительского искусства), "Территория дизайна" — инициатива по поддержке промышленного дизайна в России, "Стена", в рамках которой мы поддерживаем уличных художников и граффити-авторов, и, конечно, всероссийский фотопроект Best of Russia.