"Культпросвет": обещание светлого будущего
Новая жизнь старого павильона
Эдуард Бояков, режиссер, создатель фестивалей «Золотая маска» и «Текстура», основатель театра «Практика» и, пожалуй, один из самых успешных продюсеров в своей сфере, запустил новый проект. Некоторое время назад Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» отдал под его руководство павильон №66 на ВДНХ. Павильон находится неподалеку от фонтана «Дружба народов» — это большое белое здание с выдающейся ротондой. Раньше он назывался «Культура», до этого — «Советская культура», а совсем давно — «Узбекистан». В субботу, 12 декабря, Бояков и его команда решились рассказать, каким они видят будущее павильона, открытие которого запланировано на апрель, и познакомили пришедших с концепцией проекта.
Для того чтобы рассказать о будущем, стоит вернуться в прошлое — именно оно, судя по всему, вдохновляло создателей «Культпросвета». Павильонов «Узбекистан» было два: один был построен в конце 1930-х, второй — в конце 1950-х. Возводил обе «версии» здания знаменитый архитектор Стефан Полупанов. Вместе с ним над интерьером работали Александр Лабас, Константин Мельников и другие мастера, в том числе и узбекские — так что павильон в буквальном смысле впитал в себя множество архитектурных форм и стилей. Он синкретичен по своей природе. И эта синкретичность — отправная точка концепции «Культпросвета». Павильон обещают сделать междисциплинарной площадкой, где, как говорится в пресс-релизе, «разные направления искусства будут равноправными партнерами».
В «Культпросвете» 12 направлений: изобразительное искусство, театр, кино, академическая музыка, неакадемическая музыка, танец, поэзия, проза, драматургия, уличная культура, медиа, философия. У каждого — свой куратор. В команде, в частности, оказались Вера Полозкова — она, как несложно догадаться, занимается поэтической программой, — литературный критик Валерия Пустовая, в чьем ведении проза, преподаватель Школы Родченко и «Британки» Кирилл Преображенский, который отвечает за программу медиа, скульптор Алексей Морозов, курирующий сферу изобразительных искусств. Кураторы будут не просто создавать и привозить спектакли и концерты, организовывать выставки, их задача — инициировать события, соединяющие в себе несколько видов искусства. Это вообще ключевой принцип павильона — воспринимать их, как говорят в театральном мире, как со-бытие. Так что «Культпросвет» претендует на роль площадки для «совместного бытия» всех видов и жанров искусства. Если эта цель будет достигнута, зрители рано или поздно смогут увидеть, как соединяется уличная культура, скажем, с классическим балетом.
Еще один важный принцип нового проекта Боякова — философская рефлексия. Именно поэтому и существует отдельная философская программа. «Штатный философ» будет готовить реакцию на каждое событие павильона. Причем реакция эта не обязательно письменная рецензия или «лекция на тему». Можно ведь среагировать на рэп-концерт фотовыставкой или любым другим не только и не столько аналитическим, сколько художественным актом.
«Культпросвет» обещает быть не элитарной, но, в хорошем смысле, демократичной площадкой — такой, которая сможет вызвать интерес как избалованной московской богемы, так и простых посетителей ВДНХ. Одна из задач проекта — образование зрителей. Приучать к хорошему, рассказывать о тенденциях современного искусства, воспитывать вкус — вот и «просвет» из названия. Кстати, логотип дробит слово сразу на три части: Культ Про Свет.
Первый вечер в павильоне получился именно про свет: на нем были и образование (медиавыставка, с которой началась презентация, была посвящена в первую очередь истории ВДНХ и павильона), и философия (официальное выступление Боякова внезапно приобрело именно философский градус), и развлечения (Александр Ф. Скляр, Ольга и Мария Лапшины и Юлия Волкова пели, Вера Полозкова читала стихи).
Но это лишь один вечер — вечер-обещание культурного прорыва. Обещание дали Эдуард Бояков вместе с командой, в которую вошли режиссер Клим, продюсеры Азамат Цебоев и Олег Цодиков и те самые кураторы, а выслушали первые гости нового павильона. Ждут ли обещанного три года или команде Боякова хватит трех месяцев до полномасштабного запуска, загадывать не будем. Вполне возможно, «Культпросвет» действительно даст Москве то, чего ей так не хватает, — крупный культурный проект для широкой аудитории.