"Ложные признания" Луи Гарреля и Изабель Юппер в Москве
На Чеховском театральном фестивале
За «Ложные признания», театральную комедию Пьера Мариво, швейцарский режиссер и художественный руководитель «Одеона» — Театра Европы в Париже — Люк Бонди взялся с легкостью, без промедления пригласив на главные роли Изабель Юппер и Луи Гарреля. Современный Мариво XVIII век, с его галантностью и интригами, перемешивается здесь с веком XXI, в котором заговоров, конечно, не меньше. Вместо кринолинов и напудренных париков — вполне себе соответствующие духу нашего времени платья и костюмы. (Здесь совсем не хочется забывать о том, что наряды Юппер создавались при самом непосредственном участии дома Dior.)
В полной тишине, еще перед началом спектакля, по сцене в белой шелковой пижаме ходит Изабель Юппер. Она — Араминта, весьма привлекательная вдова, которая не теряя времени занимается гимнастикой. Расставленная позади в круг обувь — лучшее доказательство того, что ее финансовое положение в полном порядке: муж умер, но наследство оставить не забыл. Свет гаснет, действо начинается — и очень быстро становится понятно, что одиночество Араминту уж точно не ждет. Откуда-то из зала выходит Дорант (Луи Гаррель) — молодой человек с приятной внешностью и хорошими манерами, который претендует на то, чтобы стать управляющим владениями молодой вдовы. В доме он оказался, естественно, неспроста: находчивый слуга Дюбуа обещает быстро добиться поставленных целей, среди которых — любовь Араминты. На коварного соблазнителя Дорант, впрочем, ничуть не похож. Тихий и печальный, он бродит по сцене, в то время как его скорый на руку дядюшка — тот у Араминты в поверенных — сватает Доранта помощнице хозяйки дома Мартон. Да, интриг здесь действительно немало. На месте и мать Араминты, о навязчивой идее которой догадаться несложно: она стремится выдать дочь замуж и подходящую кандидатуру уже подыскала.
Карикатурно и весьма не по-светски обругав Доранта, которого только что приняли на работу, она всеми силами стремится его прогнать. Но не тут-то было: слуга уже успел нашептать Араминте, что молодой человек в нее безответно влюблен. Мастерство иносказаний, присущее Мариво, соединяется здесь с изящной режиссурой Бонди и необыкновенной сыгранностью актеров, остроумно и точно ведущих сюжет к финалу сквозь несколько заговоров и парочку скандалов. Московский зритель, привыкший наблюдать за игрой Юппер и Гарреля на расстоянии киноэкрана, теперь видит их на дистанции куда более близкой, а заодно пытается разобраться в подтекстах, которых у Мариво немало. Любит или не любит, ложно очередное признание или нет — это остается на усмотрение сидящих в зале.