Поиск

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau

Ритуальная охота

Текст: Мария Савостьянова

Салон живописи старых мастеров Paris Tableаu волнует кровь коллекционерам — в открытой продаже полотна, конкурирующие с шедеврами мировых музеев. Наши коллеги — эксперты из журнала "Интерьер + Дизайн" — побывали в Париже

Уже в четвертый раз в Париже проходит самая камерная и одновременно удивительно роскошная ярмарка искусства Paris Tableau. Под крышей Пале Броньяр (бывшего здания парижской Биржи) собрались 26 галерей, специализирующихся на наследии старых мастеров, а также две галереи, предлагающие редкие аутентичные рамы. На стендах масло на холсте и масло на дереве, а также на меди, велени и даже на мраморе — лики святых, исторические эпизоды, античные аллегории, натюрморты, пейзажи, виртуозно написанные портреты, живописные эскизы к монументальным росписям.

Из года в год реноме салона укрепляется, но его организаторы — десять ведущих европейских дилеров — ревниво следят за тем, чтобы Paris Tableau оставалась очень клубной по духу и держала высокий уровень произведений, представленных на стендах. Тут во главу угла ставят безупречный провенанс и первоклассную реставрацию.

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 1)

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 2)

Старые мастера привлекают знатоков живописи и любителей хитросплетений и перипетий европейской истории. Почти за каждым полотном кроется сюжет, исторический анекдот или загадка, которую еще предстоит разъяснить исследователям. Дилеры, неутомимые Пинкертоны, раскапывают все обстоятельства написания шедевров, стремясь по крупицам воссоздать любые контексты, зашифрованные в полотнах. И, конечно, с удовольствием делятся с гостями салона результатами изысканий, рассказывают байки, истории королевских адюльтеров, сообщают подробности финансовых коллизий и политических скандалов прошедших эпох.

Например, в экспозиции галереи Studio Grassi — морской пейзаж, который французский маринист Жан Антуан Теодор Гюден писал, находясь на корабле при сильнейшей качке, и кисть его ходила, как волны за бортом. Или мужской и женский портреты немецкого художника И. Г. Тишбейна, которые оказались подготовительными изображениями Париса и Елены для большого полотна, написанного им под сильным впечатлением от "Клятвы Горациев" Ж.-Л. Давида. Блестящие портреты барона и баронессы де Бенсенваль, исполненные Никола де Ларжильером в 1722 году, — образцы рокайльного французского портрета — стали предметом шумного обсуждения историков костюма. Главным курьезом салона единодушно признана работа "Наполеон на смертном одре" Д. Иббетсона, леденящая душу и смешная.

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 3)

Цены на Paris Tableau — от 50 тысяч до 7 миллионов. Например, лондонская галерея Charles Beddington Ltd предлагала за £1200000 вид пьяццы дель Пополо кисти Каналетто и за £4500000 — венецианскую ведуту Франческо Гварди. Пейзаж Саломона ван Рейсдала за €280 тысяч продавала цюрихская David Koetser Gallery. За ту же сумму любители религиозной живописи могли получить опус Хусепе де Риберы "Голова мертвого св. Януария". Работу привезла маститая и известная на весь мир неаполитанская галерея Porcini. На том же стенде красовалась многофигурная композиция Ф. Солимены "Обращение Савла" — большой живописный эскиз фрески в Сакристии церкви Сан-Паоло Маджоре в Неаполе. За €280 тысяч также можно было купить и полотно с изображением Платона кисти Луки Джордано (G. Sarti Gallery).

Вообще, судя по предложению на стендах, древнегреческие мыслители в чести у европейских коллекционеров. Помимо Платона был "Демокрит, смеющийся философ", написанный Якобом Адриансом Баккером в 1633 году, — очаровательный беззубый старик с пушистой бородой, хохочущий над чем-то неизвестным. Работу представляла лондонская Rafael Valls Ltd. И еще как минимум два греческих философа боролись за внимание гостей салона.

Все дилеры умеют преподнести свои шедевры. Но среди 26 участников были выдающиеся экспозиционеры. Например Galerie Didier Aaron — Эрве Аарон не только обладатель фантастического собрания, но и сам настоящий маэстро, умеющий выбрать очень манкие, артистичные вещи, в которых явлена вся привлекательность старой живописи. Среди отобранных галеристом картин — прекрасный опус художницы рубежа XVIII—XIX веков К.-М. Шерпантье "Портрет молодого человека, ставящего печать", небольшая рокайльная работа Ф. Буше и "Детство Бахуса" кисти Тюрпен де Криссе.

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 4)

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 5)

На Paris Tableau, при всей щепетильности и конфиденциальности происходящего, царит приятная дружеская атмосфера. Дилеры оберегают свои сокровища, но и сами раритеты удивительным образом способны защитить себя от внимания ненужных покупателей. Как именно? Не всем богатым и амбициозным коллекционерам из стран БРИКС интересны истории европейских королевских дворов, аристократических семей, не всех увлекают деревенские праздники трехсотлетней давности и портреты неизвестных джентльменов. Первоклассное умение старых мастеров написать детализированно, но легко, живо и не натуралистично, их композиционная изобретательность и колористическая тонкость требуют интеллектуальной предрасположенности и тренированного глаза. Иначе тут легко соскучиться или не взять душевно нужной высоты, которую мастера XVI—XVII веков считали нормой. Искусство старых мастеров редко бывает первой темой молодого собрания. Старинные холсты охотно покупают американцы, но в основном эта живопись — объект интереса европейских коллекционеров, продолжающих пополнять семейные собрания.

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 6)

На вернисаже и в остальные дни работы Paris Tableau было множество гостей, способных оценить достоинства старинных картин, ведь помимо коллекционеров сюда съезжаются музейщики со всей Европы, с предложением дилеров знакомятся сотрудники частных фондов, арт-консультанты, реставраторы живописи. Они как раз готовы часами обсуждать друг с другом качество композиционных решений, лессировки, просевшие белила, светотень и крепость рисунка. Paris Tableau заботится и об интеллектуальном градусе мероприятия. Для всех заинтересованных была организована уникальная конференция, посвященная европейским последователям Караваджо и, в частности, прославленным утрехтским караваджистам.

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 7)

Конечно, салон подобного ранга должен приготовить гостям "особое блюдо". Таких блюд было два. Во-первых, преуспевающая страховая компания AXA ART привезла три полотна, которые украшают ее штаб-квартиру в особняке Вопальер на Авеню Матиньон: редкую работу мастера Филиппа де Шампеня "Кефал и Прокрис" и два цветочных натюрморта испанца Хуана де Ареллано. Во-вторых, мини-экспозицию из трех работ привез Центральный музей Утрехта: по одному шедевру главных утрехтских караваджистов Дирка ван Бабюрена, Герарда ван Хонтхорста и Иоганесса ван Бронкхорста. Выбор музея стал настоящим подарком всем любителям старой голландской живописи и идеальным дополнением к конференции.

Paris Tableau заканчивается, скоро придет время подводить итоги. Но организаторам хочется продлить воспоминание о празднике. В декабре в парижском частном фонде Кустодиа (Foundation Сustodia) пройдет выставка, посвященная коллекции Фонда П. и Н. де Бур, а также жизни и наследию амстердамского дилера и коллекционера Питера де Бура, которая также вошла в программу Paris Tableau 2014.

Наследие старых мастеров на ярмарке искусства Paris Tableau (фото 8)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7