"От Шагала до Малевича": русский авангард в венском музее "Альбертина"
Предметный разговор
Экспозиция в венской «Альбертине» получила название «Русские авангарды» и расшифровку — «От Шагала до Малевича». Это «от» и «до» не столько желание привлечь лишнее внимание к выставке, сколько констатация факта: в музее можно найти произведения не только упомянутых уже Шагала и Малевича, но и как минимум Гончаровой, Петрова-Водкина, Альтмана, Кандинского, Лебедева, Григорьева, Филонова, Серебряковой — русские авангарды действительно многочисленны и многообразны. Абстракционизм, супрематизм, кубофутуризм, неопримитивизм, соцреализм — каждый художник осмысливал происходящее в жизни и в искусстве по-своему, выбирая из множества авангардистских течений. В качестве примеров — «Синяя корова» Натальи Гончаровой, «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Фантазия» Кузьмы Петрова-Водкина, «Прогулка» Марка Шагала.
Выставка упускает из виду хронологию появления данных работ в истории искусства, показывая вместо этого, насколько они разные и порой даже противоречивые — так что подзаголовок экспозиции — «Одновременность неодновременности» — здесь весьма кстати и вспоминается не раз. Всего произведений 130. Большинство приехало из Русского музея, но не обошлось, разумеется, и без участия полотен из собраний зарубежных музеев. «Прошел примерно век с того периода, который можно назвать эпохой русского авангарда. Теперь понятно, что это не одно направление — каждый из этих художников был и авангардом, и лидером, и направлением. Они часто были антагонистами, в том числе и в жизни», — приводит информагентство ТАСС слова директора Русского музея Владимира Гусева.
Проникнуть в мир русских авангардов в Вене можно до 26 июня.