Пушкинский музей везет шедевры живописи в Англию
Веронезе, Рембрандт, Мурильо и Мор в Норфолке
Этой весной Пушкинский музей везет в Великобританию четыре шедевра старых мастеров для выставки в норфолкском музее Хаутон-холл. Сегодня занимающие почетное место в экспозиции ГМИИ имени Пушкина полотна Веронезе, Муриньо, Рембрандта и Мора ван Дасхорта ведут свое происхождение из знаменитой коллекции Роберта Уоппола.
Около 200 картин были приобретены в Лондоне в 1779 году для российской императрицы Екатерины Великой за огромную по тем временам сумму — 40,555 фунтов стерлингов — и кораблем доставлены в Росиию. Грандиозная сделка была проведена при посредничестве основателя Christie's Джеймса Кристи и сегодня его аукционный дом выступает партнером этой знаковой выставки.
Кроме ГМИИ имени Пушкина картины для нее предоставят Государственный Эрмитаж, Царское село, музеи Перми и Хабаровска, Британский Музей, нью-йоркский Метрополитен, Национальная галерея Вашингтона, Музей Виктории и Альберта, а также частные коллекционнеры.
Интерьер поместья Хаутон-холл
Паоло Веронезе. "Воскресение Христа" (ок. 1580)
"Собрать насколько можно эту коллекцию и поместить ее в том доме, где она находилась первоначально" — так формулирует цель проекта директор музея Хаутон-холл Лорд Чамли, желающий, чтобы люди смогли увидеть собрание крупнейшего английского мецената первой половины XVIII века во всем объеме и аутентичном окружении спустя 230 лет. Сохранилась даже схема развески картин, поэтому все они займут те места, где они находились изначально.
"Воскресение Христа" кисти венецианца Паоло Веронезе, "Бегство в Египет" — одна из самых знаменитых картин севильского мастера Бартоломео Эстебана Мурильо, "Портрет пожилой женщины" гениального Рембрандта и, наконец, "Мужской портрет" нидерландского живописца Антониса Мора ван Дасхорта будут выставлены в Норфолке с 17 мая по 29 сентября. Для экспозиции были отобраны именно они (из 13-ти принадлежащих Пушкинскому работ коллекции Уоппола), поскольку эти четыре картины находились в центральном зале резиденции.
Рембрандт. "Портрет пожилой женщины" (первая половина 1650-х гг.)
"Сама идея очень оригинальна, я бы сказала, заманчива" — сказала на пресс-конференции директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова: "Я не теряю надежды когда-нибудь объединить и у нас коллекции Щукина и Морозова. Не мешало бы воспользоваться примером наших коллег из Великбритании. Этот проект возвращает нас к важным страницам истории" — говорит Антонова.
Интерьер поместья Хаутон-холл
"Поместье Хаутон-Холл было построено специально для того, чтобы разместить коллекцию Роберта Уоппола, и интерьеры его были оформлены ведущим декоратором того времени" — говорит куратор выставки Тьерри Морель. То собрание предметов искусства, которое принадлежало Сэру Роберту Уопполу, премьер-министру при британских королях Георге I и Георге II и крупнейшему английскому меценату первой половины XVIII века, значительно отличалось от других европейских коллекций того времени. Вместо преобладавших в них голландских и фламандских жанровых сцен и пейзажей, Уопполл и другие англичане делали ставку на прославленных итальянских мастеров XVII столетия.
Бартоломео Эстебан Мурильо "Бегство в Египет"
Интерьер поместья Хаутон-холл