Салоники: Олимп, руины и копченый сыр
Что делать туристу во втором по величине городе Греции
Значение его для российской истории ничуть не меньше, чем прославляемой ныне Корсуни. Отсюда родом были легендарные изобретатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, и вообще Салоники — один из самых древних славянских по населению городов, уже в византийское время греки здесь были в меньшинстве. С этими вдохновенными мыслями можно приземляться в аэропорту «Македония» и двигаться в сторону города.
Первая мысль, которая возникает на улицах города: понятие «Европа» невероятно эфемерно. То есть географически-то все как раз более-менее понятно, Европа — это все, что к западу от Урала и Босфора. Но социальное и культурное единство народов, проживающих на этой территории, весьма условно. Бесчисленные лавочки и кофейни, продавцы пахлавы и фруктов, машины, припаркованные «на минуточку» в три ряда, шум, гам и запахи жареного мяса и рыбы — все создает ощущение города абсолютно восточного. Гуляя в этом столпотворении, регулярно спотыкаешься о торчащие из-под земли характерно византийские — стены сложены из чередующихся рядов булыжников и плоских кирпичей — часовни и просто обломки стен. Спотыкаешься в самом буквальном смысле — здания эти по большей части наполовину скрыты наросшим за века культурным слоем и выглядят на фоне современной застройки совершенными инопланетянами. Особенно эта древность бросается в глаза возле храма Святой Софии, который стоит буквально в котловане, на несколько метров ниже окружающей его земли. Постройка эта очень угловатая, несимметричная, изобилующая архитектурными ляпами, ошибками и поздними турецкими переделками, чем, собственно, и интересна. Следующий эпический монумент старины расположен чуть дальше от моря, чуть выше в гору, на главной городской улице Эгнатия — грандиозных размеров римская триумфальная арка императора Галерия, прославившегося, во-первых, тем, что он перенес в Салоники столицу империи, а во-вторых, тем, с какой невероятной жестокостью преследовал христиан. Колонны арки обшиты очень недурно сохранившимися барельефами с биографией императора, так что присоединяйтесь к толкущимся на площади зевакам и изучайте жизнь правителя. Чуть выше от арки — монументальный мавзолей императора, превращенный сначала в христианскую церковь, затем в мечеть. Вид сейчас имеет довольно запущенный, все закоулки вокруг заняты бездельничающей публикой разного возраста и социального статуса. Образцовый турист от мавзолея пойдет еще выше в гору. Там городское мельтешение понемногу стихает, окружающая застройка принимает абсолютно идиллический деревенский вид, и то с одной, то с другой стороны от дороги начинают появляться циклопические крепостные стены с какой-то совершенно хаотической планировкой. Понять, где находится периметр древних городских укреплений, невозможно категорически — за каждой стеной непременно обнаруживается новая, ворота ведут в пропасти, башни стоят в полном беспорядке. Зато за бесчисленными арками и просто проломами в стене то и дело обнаруживаются укромные лужайки и пустыри с потрясающими видами на город, море и — если повезет и погода будет хорошей — на заснеженные вершины Олимпа на другом берегу залива. Здесь, конечно, надо устраивать пикники. Всем необходимым, а именно: бутылкой рецины (белого вина с добавлением смолы), стопкой лепешек и местными специалитетами, сине-фиолетовыми, продолговатыми оливками и копченым сыром — можно запастись на рынке, который занимает несколько кварталов за церковью Святой Софии, или, по-простецки, в супермаркете. Рынок, кстати, вызывает ассоциации даже не со Стамбулом, а с какой-нибудь Хивой или Мазари-Шарифом — настолько узкие и тесные здесь улочки и в таком беспорядке стоят лавки. Пройтись по нему, постепенно набивая сумку пакетами оливок, безделушками околоцерковного характера, вином, специями, одеждой, ладаном и маслом, надо непременно.
Программа-минимум завершается на набережной, у Белой башни — главной городской достопримечательности, исполинской турецкой постройки, внутри которой теперь музей Византии. Можно, впрочем, еще долго совершенно бесцельно бродить по городским улицам в поисках римских и византийских развалин и раскопок — найти их не представляет никакого труда, поскольку они тут на каждом шагу. Прогулки по набережной, при всей красоте и ширине этой самой набережной, свежем морском ветре, виде на морскую гладь и гигантов Олимпа чреваты ранним сходом с дистанции. Вся первая линия домов занята, разумеется, всевозможными кафе, барами и тавернами, в половине из которых после заказа рюмки ракии или бокала вина официант отказывается брать деньги, мол, это разве заказ? Где дюжина жареных баранов, две дюжины голов сыра и три дюжины медных кружек с вином?
За ночными развлечениями надо отправляться в городской порт. По общемировой традиции краснокирпичные здания складов и мастерских начала ХХ века здесь превратили в бары, рестораны, магазины и художественные галереи, замостили пространство между ними аккуратной брусчаткой, расставили фонари и скамейки, посадили деревья — в общем, создали образцовый совершенно арт-кластер, какие есть в любом мало-мальски приличном современном городе. Здесь на ужин надо обязательно попробовать жареного осьминога с бобами — главное местное блюдо.
При этом Салоники — отличная база для путешествий по северу Греции. В 2—3 часах езды — тот самый Олимп, полуостров Халкидики со множеством маленьких приморских деревень, Афон, да и до Стамбула при желании рукой подать. Берите отпуск подольше.