Выставка недели: Энди Уорхол в Еврейском музее
Плюс один
Серия знаменитого американца, созданная в 1980 году, стала едва ли не квинтэссенцией его творчества, соединившей поп-арт и китч. Заказчик этих работ галерист Рональд Фельдман вначале предлагал нарисовать портреты 10 американских президентов, но Уорхол идею отверг, заявив, что они будут плохо продаваться. Так и родилась идея создать портреты 10 знаменитых евреев, которые всегда на слуху и всегда в цене.
О многих из участников серии Уорхол слышал впервые, но имена музы Альфонса Мухи Сары Бернар, пражского затворника Франца Кафки, глашатая потерянного поколения Гертруды Стайн или разоблачителя либидо Зигмунда Фрейда звучали в еврейских салонах чаще, чем любые другие. В итоговую десятку попали и мистик-экзистенциалист Мартин Бубер, и ученый Альберт Эйнштейн. Символично, но художник впервые изобразил умерших знаменитостей, а не своих знакомых. Серия была выполнена в пяти вариантах в разных расцветках и различной технике.
Презентация в Еврейском центре в Нью-Йорке вызвала бурю негодования: Уорхола обвинили в лицемерии, цинизме и попытке нажиться на страданиях еврейского народа. "Вульгарная" экспозиция получила статус "не-искусства". Однако эстампы и копии расходились миллионными тиражами.
11-й еврей Уорхола
Энди Уорхол не раз экспонировался в Москве, но нынешняя выставка в этом отношении стала уникальной, потому что в столице представлены не десять, а одиннадцать героев.
Как отмечали сами организаторы, это не выставка Уорхола — это рассказ о тех персонажах, которые изображены на портретах. Еврейский музей как раз и стал на выставке одиннадцатым героем: дополнив работы художника архивными материалами, фотографиями, видеозаписями, организаторы создали масштабное полотно в обрамлении музея. И если Уорхол своими работами пытался описать феномен "еврейства", то Еврейский музей решил рассказать об истории еврейского народа через призму героев экспозиции.
На Энди Уорхоле центр останавливаться не намерен и рисует перед собой новые перспективы.
Финансовая независимость
Программа и афиша музея на этот год более чем впечатляющие, но все это невозможно без главного стимула Уорхола — денег. В январе Еврейский музей объявил о создании собственного эндаумент-фонда, которому удалось за один вечер привлечь $4,5 млн. Эндаумент — это фонд, формирующийся за счет пожертвований филантропов. Собранный целевой капитал, управляемый финансистами, инвестируется в ценные бумаги, недвижимость, размещается на депозитах, чтобы обеспечить постоянный прирост и поддержать работу музея. Это поможет Еврейскому музею в развитии и расширении экспозиции.
Музейные эндаументы в России редкость, похвалиться этим могли только Эрмитаж и музей-заповедник "Петергоф". На Западе эта практика куда популярней, и Еврейский музей пошел по стопам таких важных площадок, как Лувр, Британский и Метрополитен-музей, а также музей Гуггенхайма.
Архивный авангард
Еврейский музей работает в Москве всего год, но он уже сам стал экспонатом поневоле. Музей расположен в здании, построенном по проекту архитекторов Константина Мельникова и Владимира Шухова. Здание Бахметьевского гаража — один из главных памятников советского авангарда.
Неудивительно, что интерес и внимание к этому направлению здесь очень высоки. Как отмечают руководители центра, авангард неотделим от истории еврейского народа, ведь именно евреи стали в Советском Союзе одной из главных движущих сил нового искусства.
"Советская" программа в 2014 году внушительная: весной откроется выставка "Василий Маслов. Авангард трудкоммуны" — первая с 1937 года экспозиция незаслуженно забытого самобытного художника. Затем пройдет выставка "Авиация и авангард", которая расскажет о полетах и летательных аппаратах в работах лидеров советского авангарда. Параллельно будет проходить экскурсионный цикл "Имена авангарда", в рамках которого покажут работы Родченко, Мельникова, Шухова, Малевича.
"Проект география" проведет гостей по наследию авангарда, разбросанному по другим постсоветским городам — Екатеринбургу, Петербургу, Харькову, Еревану.
Детский блок
Еврейский музей планирует вести активную работу с детьми и молодежью. Центр делает упор на образовательные программы, семинары, кинопоказы, мастер-классы, а также предлагает необычные автобусные экскурсионные прогулки по памятникам Москвы 1920—1930 гг. с участием историков.
Детский центр музея — это пространство, где каждый ребенок может найти себе занятие по душе. В рамках этой программы школьникам предлагают прослушать лекции по религии, основам иудаики, заняться наукой или творчеством.
"Youный coolинар" (азы еврейской кухни), "Наука на ладони" (проектное бюро для молодых эйнштейнов), "Музейный дозор" (для любителей пинакотек), "Мастерская художника", воспитывающая будущих модильяни, "Школа актерского мастерства" — вот лишь небольшой перечень занятий, предлагаемых музеем в этом году. В рамках киноклуба дети и взрослые могут посмотреть и обсудить документальные фильмы на социально значимые темы.
Вавилонская библиотека
Еврейский музей готовит в этом году новый масштабный проект: на базе библиотеки Шнеерсона, которую перевезут в хранилище из Российской государственной библиотеки, будет создан образовательный и исследовательский Центр еврейской книги. Ожидается, что уже летом он будет доступен для всех желающих.
Центр еврейской книги станет площадкой для изучения памятников еврейской литературы и священных текстов. В этом году планируется провести шесть выставок книг, первой из которых станет "История печатного Талмуда", начиная с XVI века и вплоть до наших дней. Кроме того, в рамках программы будут выявляться и описываться еврейские книги и рукописи из московских библиотек и музеев.
Наконец, Еврейский центр активно занялся печатным делом: в этом году он готовит к публикации целую серию книг по еврейской тематике с подробными комментариями специалистов.