Выставка недели: немецкое современное искусство в MMOMA
Йозеф Бойс, Герхард Рихтер и другие художники первой величины
За последние 60 лет немецкое современное искусство обрело таких художников, как Герхард Рихтер, Йозеф Бойс, Зигмар Польке, Иза Генцкен, Ребекка Хорн, и прошло большой путь — кураторы выставки Маттиас Флюгге и Маттиас Винцен решили сделать свой проект экскурсом в прошлое и показать художественную среду ФРГ и ГДР. Для этого им понадобилось 400 произведений искусства почти 100 немецких художников, как очень крупных, так и менее признанных. За основу выставки была взята впечатляющая коллекция современного искусства Ifa.
Живопись, фотографии, инсталляции, скульптуры полностью заняли второй и третий этажи Московского музея современного искусства на Петровке. Крупнейшая женщина-скульптор, недавно удостоенная грандиозной ретроспективы в MoMA, Иза Генцкен привезла в Москву одну свою работу, постмодернист Йозеф Бойс занял целый зал мелкими рисунками на бумаге, а "алхимик" Зигмар Польке, также чествуемый музеем MoMA в этом сезоне, показал свои эксперименты с лаками и спиртами в графике.
Кураторы дали обзор всех ключевых "путей немецкого искусства": участия в европейском арт-движении 1950—1960-х годов, Fluxus, Дюссельдорфской школы фотографии, движения "Новые дикие" конца 1970-х, фигуративного искусства 1980-х и, наконец, протестного искусства конца 1990-х и начала 2000-х.
"Мы старались параллельно показывать живопись и фотографию", — рассказывает куратор выставки, проводя экскурсию по третьему этажу, где масляные полотна немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера соседствуют с его же серией черно-белых снимков, полотна Штравальде — с репортажной фотографией Сибилле Бергеман и Барбары Клемм, которая 45 лет снимала для ведущей немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. Здесь же висят работы и самого молодого участника выставки — 23-летнего Юлиана Редера, который в свои юные годы часто ездил на саммиты и фотографировал другие общественные события.
На третьем этаже висят ранние снимки автора самой дорогой фотографии Андреаса Гурски — в коллекции Ifa находится, в частности, его работа "Генуя" 1991 года. Напротив нее — снимки Томаса Роффа, который фотографирует лица людей в паспорте.
Мартин Хоннард, в 1995 году участвовавший в Венецианской биеннале, посвящает свою работу воспоминаниям. "Он создает очень искусственную, даже неудачную картинку театральной сцены, — рассказывает куратор. — Речь идет не о детстве, как можно подумать, а о воспоминаниях. Невозможно четко представлять себе картинку и одновременно осознавать, что ты вспоминаешь. Если пройти из центра комнаты к самим фигурам и встать рядом с ними, картинка искажается — содержание воспоминания пропадает".
Выставка "Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день" продлится в ММОМА до 7 сентября. Изначально экспозиция задумана передвижной, и ей предстоит длительное путешествие. Следующий пункт маршрута — Красноярск.