Время обновлений: "Перезагрузка" Третьяковской галереи
Новая выставка
Уникальная коллекция
Переосмыслять и интерпретировать современное искусство можно бесконечно, поэтому «перезагрузка» коллекции 1960-х—2000-х в Третьяковской галерее совершалась уже трижды, но именно эта станет особенной. На выставке показаны не только предметы из основного фонда Третьяковской галереи, но и впервые выставлены объекты действительно уникальной коллекции Леонида Талочкина, крупнейшего коллекционера искусства второй половины XX века и автора культовой книги «Другое искусство». Коллекция Талочкина — памятник эпохи советского андеграунда — передана музею его вдовой Татьяной Вендельштейн в 2014 году. Этот подарок стал главным поводом «перезагрузки», основной смысл которой состоит во включении в выставку объектов, которые никогда ранее не экспонировались в Третьяковской галерее, и в их сочетании с ключевыми работами разных времен, направлений и коллекций.
Экспозиционное решение и кураторская задумка
На смену традиционному формату показа работ пришел экспериментальный — «кабинета редкостей». Этот формат, возникший в середине XIX века и предшествующий классическим музейным выставкам, позволяет варьировать выставляемые объекты внутри «кабинетов». Условно говоря, выставка «разложена» по шкафам и полочкам, а музейные объекты встроены в них. Выставляемые предметы, благодаря нишам и «киотам», приобретают дополнительную глубину и раскрываются с новой стороны.
Помимо этого кабинетный формат и создаваемая им атмосфера камерности отсылают зрителей к истории создания выставленных произведений: объекты современного искусства зачастую создавались для узкого круга зрителей, выставки проходили в домашних условиях, а предметы изначально не подразумевали демонстрации в музейном пространстве. «Кабинет редкостей» как бы выключает объекты из общего выставочного пространства, позволяя зрителю остаться наедине с произведением.
Обращение к зрителю
Главный стереотип, с которым борется новая экспозиция, — стереотип о неприятии публикой современного искусства и недоступности для понимания работ современных художников. Цель выставки — доступно рассказать об искусстве целой эпохи и вызвать к ней интерес, поэтому все на выставке сделано для удобства посетителей. Все представленные произведения разбиты на 15 разделов, внутри которых работы группируются по художественным направлениям и темам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Концептуализм — новое поколение», «Неоэкспрессионизм», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». К каждому разделу написан сопроводительный комментарий, вводящий зрителей в контекст и разъясняющий особенности художественных направлений. Подразумевается, что выставка будет постоянно обновляться и обрастать комментариями, чтобы зритель мог прийти на нее несколько раз.
Интерактивные копии и медиастолы
Кабинетное экспонирование на этой выставке обогащается приемами театрализации, драматического освещения и технологичным подходом к демонстрации экспозиции. Многие выставляемые объекты изначально подразумевали взаимодействие со зрителем (в рамках квартирников), их нужно было трогать, вертеть в руках и перелистывать. Чтобы не лишать зрителя этой возможности, в экспозицию включены не только оригиналы работ, но и их копии. С интерактивными копиями можно взаимодействовать, как это и подразумевалось художниками. На выставке можно заглянуть в «Кубики» Риммы и Валерия Герловиных, в «Окна» Дмитрия Пригова и полистать картотеку Льва Рубинштейна. Также на выставке размещены медиастолы, которые позволяют узнать еще больше о представленных на ней произведениях.
Образовательная программа
Помимо самой экспозиции, посетителям Третьяковской галереи предложена специальная образовательная программа. В рамках этой программы, разработкой которой занимался фонд Art & Science, будет проведен цикл философских вечеров «Философия после искусства» (по аналогии с трактатом Джозефа Кошута «Искусство после философии»). Кураторы выставки обещают, что будут проводиться встречи с художниками внутри экспозиции, — подобная «неформальная» история искусств, рассказанная самими художниками, поможет зрителям разобраться в многочисленных объектах, представленных на «Перезагрузке», и составить более полное впечатление о выставленной коллекции.
Кирилл Светляков, искусствовед, куратор, критик, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи
«История современного искусства, к сожалению, не откладывается в сознании у публики. "Перезагрузка" в Третьяковской галерее совершает попытку исправить эту ситуацию и легитимировать современное искусство. Выставка ориентирована на зрителя и сделана так, чтобы ему было интересно. Экспозиция организована по историческому принципу, что позволяет легче ориентироваться в художественных направлениях.
Около половины работ на этой выставке показаны в первый раз, остальные представлены в новом свете. Здесь мы впервые показали варианты культовой инсталляции "Рай" Комара и Меламида. Выставили несколько артефактов, которые уцелели после "бульдозерной" выставки в 74-м году. Очень необычно в новой экспозиции выглядят и вещи, известные по прошлым выставкам: это и "Фундаментальный лексикон" Гриши Брусникина и "Пантократор" Бориса Орлова. Никогда не показывали "Ящик с мусором" Ильи Кабакова в том варианте, в котором он сейчас экспонирован. Замечательно получился и раздел постмодернистской археологии, с работами Кошлякова, Игоря Макаревича и Игоря Мухина.
Формат "кабинета редкостей" для показа современного искусства от 60-х годов кажется наиболее оптимальным, так как это искусство не функционировало на выставках, а изначально выставлялось в картинных и кабинетных форматах. Но воспроизведение картины внутри живого музея — это фейк и фальшь, и такие опыты, как показывает практика, не слишком удачные. А кабинетный формат более приемлем для музея — он дает возможность варьировать экспозицию и показывать в два-три раза больше вещей. Новый формат экспонирования позволяет всматриваться в вещи — в отличие от театрально-экспозиционного подхода, который демонстрирует вещь как шедевр, что не всегда работает в случае с интеллектуальным в своей основе современным искусством».
Выставку «Современное искусство: 1960—2000. Перезагрузка» можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 1 сентября 2017 года.