Итоги «Кинотавра-2018». Главные черты нового российского кино
Конфликты отцов и детей, отличные актерские работы, затянутость и другие особенности родного кино
10 июня в Сочи завершился главный кинофестиваль российского кино «Кинотавр». В этом году в его конкурсных программах участвовали 20 полнометражных фильмов — 11 в основном конкурсе и 8 в конкурсе дебютов. «Кинотавр» позиционирует себя как фестиваль, отображающий общие тренды российского кино, поэтому на основе этих 20 картин Buro 24/7 рассказывает об основных трендах, которые можно вывести после просмотра всех фильмов двух конкурсов.
Мы научились хорошо снимать
В этом году на «Кинотавре» было много обнадеживающе качественных операторских работ, показывающих, что в России точно научились снимать со вкусом, красиво и осмысленно. К сожалению, иногда хорошая операторская работа — самая сильная сторона фильма. Награду «Кинотавра» в этой категории получил оператор Деннис Аларкон-Рамирес, снявший «Подбросов» режиссера Ивана Твердовского, но хочется также отметить операторов Юрия Клименко («Ван Гоги»), Алишера Хамидходжаева («Война Анны»), Ирину Шаталову («Мира»), Евгения Цветкова («Сердце мира»), Александра Демьяненко («Глубокие реки»), Анну Рожецкую («Двое»), Ксению Середу («Кислота»), Федора Лясса («На районе»), Ивана Устинова («Пусть будет Лиза») и Федора Стручева («Временные трудности»).
З — затянутость
Почти все без исключения фильмы смотра были затянутыми. Кажется, что режиссерам то ли не хватает решительности пожертвовать материалом, на который ушло столько труда, то ли хочется показать, что «я вот так могу и так могу, и еще вот так тоже могу». Даже динамичный «Русский бес» Григория Константинопольского провисает в конце (хотя, говорят, это не финальная версия фильма, так что «Бес» может стать лучше), и признанный одним из лучших на фестивале фильм «История одного назначения» Авдотьи Смирновой грешит лишним хронометражом. Иногда затянутость фильма приводит к множественным концовкам, когда зрителю кажется, что он видит финальную сцену, но потом картина продолжается, и зритель успевает увидеть еще несколько сцен, которые могли бы быть финальными. Это началось еще с открывшего «Кинотавр» «Лета» Кирилла Серебренникова, шедшего вне конкурса. Часто финал чрезмерно растягивается, когда режиссер решает сделать его объяснительным: например, главный герой говорит монолог, который объясняет все, что происходило в картине. Это всегда выглядит искусственно. Гораздо естественнее было бы достигнуть ясности средствами киноязыка.
Визуальная эстетика сериала
Да, первым пунктом тут шла отличная операторская работа, но были на «Кинотавре» и фильмы, которые ей не блистали и были сняты в визуальной эстетике сериалов чуть ли не 1990-х. В то время как на Западе стремятся снимать сериалы качеством уровня хорошего кино, у нас все еще не могут распрощаться с устаревшей телеэстетикой. Например, так выглядели «Два билета домой» режиссера Дмитрия Месхиева и «Дядя Саша» Александра Гордона.
Много сильных актеров
Нынешний «Кинотавр» был богат на талантливых актеров в главных ролях, будь то дебютанты или уже давно знакомые имена. Неизменно не разочаровывающий Алексей Серебряков в «Ван Гогах», Андрей Смирнов — в фильме своей сводной сестры Авдотьи Смирновой «История одного назначения», совсем юный Денис Власенко из «Подбросов», Иван Макаревич — в «Русском бесе», Илья Меланин — в «На районе», Филипп Авдеев и Александр Кузнецов — в «Кислоте», Владимир Мешуков — в «Слоны тоже могут играть в футбол», все исполнители главных ролей во «Временных трудностях» и, конечно, Степан Девонин из «Сердца мира», получивший за эту роль награду фестиваля.
Но мало сильных ролей для женщин
К сожалению, в фильмах в общем-то не было сильных и выдающихся женских персонажей, чтобы российские актрисы могли в полной мере проявить себя. Печально, но в духе мировых тенденций.
Медийность не выливается в качество
Как показал «Кинотавр», известность не обязательно гарантирует достойный проката результат. Так, «Два билета домой», в котором главную роль сыграл Сергей Гармаш, также поучаствовавший и в написании сценария к фильму, был одним из самых неудачных номеров основной программы (хотя в Гармаша очень хотелось верить). На красной дорожке закрытия фестиваля толпа громко приветствовала актера Сергея Безрукова, но фильм «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» с его участием — всего лишь безвкусная макабрическая фантазия, которую на трезвую голову даже и смотреть не стоит. Дебют Ольги Зуевой, известной как модель и девушка Данилы Козловского, тоже оказался сомнительным удовольствием: «На районе» — построенная на штампах история двух друзей с искусственными диалогами.
Постоянно повторяются одни
и те же темы и мотивы
Отцы и дети, разрыв между поколениями — тема, встретившаяся практически во всех фильмах фестиваля. Ее совсем не было только в «Войне Анны», «Дяде Саше», «Мире» и «Мертвых ласточках». Понятно, что в стране, которая так стремительно и резко менялась, разрыв между поколениями будет соразмерно большим и значительным, и это будет отрефлексировано в искусстве.
Еще одна частая линия — женщины, которые хотят забеременнеть, но не могут, и от этого происходит какой-то разлад в их семье. Понятно, что России еще далеко до того дня, когда все население страны осознает, что у женщины нет такого предназначения, как рожать детей, и их отсутствие не должно быть трагедией. Хотелось бы, чтобы в русском кино появилось больше сильных женских персонажей, отражающих более продвинутые взгляды на гендерные роли и без гендерных стереотипов.
Другой мотив, регулярно встречающийся в отечественных фильмах, — лес. Через него пробираются, ползут, в нем скрываются и живут. Часто лес в нашем кино — это ружье, которое висит на стене и обязательно выстрелит медведем. Это звучит как что-то из стереотипных представлений иностранцев о России (водку в русском кино, кстати, по-прежнему пьют почти перманентно), но, в общем, что до леса — он и правда до сих пор занимает значительную часть нашей страны, особенно ее азиатской части.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7