Ларс фон Триер и Каннский кинофестиваль: любовь, ссора и прощение
История возвращения блудного сына
Одна из важных новостей грядущего Каннского кинофестиваля — возвращение Ларса фон Триера, отлученного от Канн в 2011 году. Buro 24/7 вспоминает историю отношений режиссера и фестиваля.
Титулованный датский режиссер и сценарист Ларс фон Триер по праву считается открытием Каннского кинофестиваля, а точнее — его легендарного программного директора Жиля Жакоба. Жакоб работал в Каннах в качестве журналиста с 1964 года, потом вошел в его команду в 1976-м, в 1978-м стал его генеральным директором. На этом посту Жакоб стал главным человеком, отвечающим за отбор фильмов для смотра. В 2001 году Жакоб занял пост президента фестиваля, и его место главного отборщика Канн занял Тьерри Фремо. С 2015 года Жакоб больше не работает в команде Каннского кинофестиваля — он уже давно пообещал своей жене, что уйдет. Жилю Жакобу мы обязаны открытием многих режиссеров, которые сегодня являются признанными мэтрами. Он обратил мировое внимание на братьев Коэн, Стивена Содерберга, Квентина Тарантино, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и многих других, кого мог бы пропустить Голливуд. Ларс фон Триер считается последним открытием Жакоба.
Долгий путь Триера
Все началось в 1984 году, когда второй полнометражный фильм Триера «Элемент преступления» попал в основной конкурс Канн и претендовал на «Золотую ветвь», но получил только технический Гран-при. В 1991 году его картина «Европа» вновь участвовала в основном конкурсе, но режиссер опять остался без главного приза, зато получил три других — приз жюри, приз за художественный вклад и вновь технический Гран-при. В 1996-м сценарий повторился: «Золотая ветвь» ушла другому — британцу Майку Ли за драму «Тайны и ложь», зато Триер получил Гран-при жюри за фильм «Рассекая волны». В 1998 году Триер вообще ничего не получил за «Идиотов», хотя опять был в основном конкурсе, однако следующее же участие в Каннах в 2001-м наконец принесло режиссеру «Золотую ветвь». Фильмом-триумфом стала «Танцующая в темноте» с Бьорк. Так датский режиссер прошел путь от периферийных призов к главному. Правда, в 2003-м, уже при Фремо, критики признали «Догвилль» Триера лучшим фильмом фестиваля, но картина не получила ни одного приза.
Самым же ярким моментом Триера в Каннах, пожалуй, можно считать «Антихриста» 2009 года. Премьера фильма с Шарлоттой Генсбур в главной роли прошла на фестивале — картина участвовала в основной программе. После показа рассказывали, что прямо во время сеанса четыре человека упали в обморок из-за слишком натуралистичных сцен насилия. Мнения разделились: кто-то счел фильм отвратительным и неподобающим, а кто-то — гениальным шедевром. Канны же в очередной раз и самым выразительным образом подтвердили репутацию фестиваля, предпочитающего художника-творца, а не автора, пытающегося угодить аудитории.
Кадр из фильма «Элемент преступления», 1984 год
Скандал
В 2011 году Триер приехал в Канны с фильмом «Меланхолия». На пресс-конференции, посвященной выходу картины, один из журналистов спросил режиссера о его германских корнях и нацистской эстетике в ответ на реплику Триера о том, что «Меланхолия» вдохновлена германским романтизмом. Триер, возможно, обиделся на это, ведь сам он был воспитан с уверенностью в своих еврейских корнях и ходил в синагогу, а узнал, что его биологический отец был немцем, не имеющим отношения к евреям и иудаизму, только когда в этом признался его приемный отец перед смертью. На конференции режиссер решил в шутку заявить, что считает себя нацистом и понимает, как можно испытывать симпатию к Гитлеру. Медиа ответили штормовым возмущением и яростной критикой Триера за эти высказывания. Ему пришлось извиняться несколько раз и обьяснять, что он был нетрезв. Но на следующий день совет директоров Каннского фестиваля единогласно проголосовал за отлучение датчанина от смотра. Никогда раньше и никогда позже Канны не включали режиссеров в черный список.
Кадр из фильма «Меланхолия», 2011 год
После скандала
В 2013 году Триер выпустил фильм «Нимфоманка» в двух частях, который, конечно, не попал в Канны, зато был показан на Берлинском кинофестивале (тут уж повезло Берлинале). На берлинской премьере картины (точнее, ее первой части) режиссер расхаживал по красной ковровой дорожке в футболке с логотипом Каннского фестиваля и подписью «Персона нон грата». Позже фильм полностью показали и на кинофестивале в Венеции.
В марте 2017 года Триер начал съемки драмы «Дом, который построил Джек» о серийном убийце по имени Джек. Главные роли в картине исполнят Мэтт Диллон, Райли Кио и Ума Турман. Тогда же Триер начал переговоры с Каннским кинофестивалем о том, чтобы премьера его новой работы прошла именно там. Ходили слухи, что режиссеру ответили предложением показать свой фильм вне конкурса, но он отказался. Одновременно с этим Тьерри Фремо говорил о том, что Канны могут простить режиссера и вернуть его из опалы. Как бы там ни было, Триер в итоге согласился на внеконкурсную программу. Возможно, Канны ему просто-напросто дороже других фестивалей. Те, кто уже видел фрагменты нового фильма Триера, говорят о сценах насилия, подобных «Антихристу».
Возвращение Триера на фестиваль с этим фильмом — все равно что возвращение блудного сына к отцу. В конце концов, можно считать, что он сын Канн, где его заметили и вырастили как режиссера, убедили весь мир в его гениальности и неизменно приглашали в свои объятия с каждой новой работой. Ларс фон Триер и Канны — союз, который, кажется, был заключен на небесах.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7