«Суд над чикагской семеркой»: новый разговорный блокбастер от Аарона Соркина, в котором пафоса чуть больше, чем адреналина
На Netflix вышел второй фильм одного из самых известных голливудских сценаристов, обладателя «Оскара» Аарона Соркина. Участников громкого судебного процесса 1969 года над противниками войны во Вьетнаме играют Эдди Редмэйн, Саша Барон Коэн, Марк Райлэнс и Джозеф Гордон-Левитт. BURO. констатирует: Соркин-режиссер по-прежнему проигрывает Соркину-сценаристу.
Ни про одну другую эпоху в истории США, вероятно, не снято столько фильмов, как про 1960-е. События политической и культурной жизни этого десятилетия детально задокументированы — только про войну во Вьетнаме и убийство Джона Кеннеди так или иначе говорится в десятках фильмов.
Но суд над «чикагской семеркой» долгое время оставался если не белым, то серым пятном в киноистории десятилетия. Справедливости ради, фильмы про процесс уже были: в 1971-м про него снимал сам Жан-Люк Годар, а в 2007 году вышла «Чикагская десятка», в которой архивная хроника соединена с анимацией. Но большого голливудского кино не было, и материалом заинтересовался сценарист и режиссер Аарон Соркин («Социальная сеть», «Человек, который изменил все», «Ньюсрум»). Он написал сценарий еще в 2007-м, снимать тогда должен был Стивен Спилберг. В итоге проект пролежал на полке еще несколько лет, и место режиссера занял сам Соркин, за это время успевший получить нужный опыт: в 2017 году он снял дебютную «Большую игру» о подпольной покерной индустрии.
Небольшая историческая справка: в конце 1960-х США все увеличивают число солдат во Вьетнаме, вместе с военным присутствием в Азии растут антивоенные протесты внутри страны. Поэтому, когда в 1968 году в Чикаго проходит съезд Демократической партии, на него приезжают не только делегаты, но и активисты — город, за которым, как пишут на плакатах, следит весь мир, становится идеальной площадкой для протестов. Демонстрации заканчиваются жестокими столкновениями с полицией. В 1969 году, после того как пост президента занимает Никсон, по редкому обвинению в сговоре с целью организации беспорядков в суде оказываются лидеры протестов. Среди них — предводители «йиппи», то есть Международной молодежной партии, Эбби Хоффман (Саша Барон Коэн) и Джерри Рубин (Джереми Стронг), глава «новых левых» Том Хейден (Эдди Редмэйн) и один из основателей «Черных пантер» Бобби Сил (Яхья Абдул-Матин II). Впрочем, дело Сила скоро отделят от остальных — так чикагская восьмерка превращается в семерку.
Этот судебный процесс, в котором, как говорит один из персонажей фильма, отразился конфликт между Америкой 1950-х и Америкой 1960-х, пожалуй, идеальный материал для Соркина. Самые захватывающие сцены в снятых по его сценариям фильмах происходили в клаустрофобных служебных помещениях — в суде, в университетской аудитории, в комнате для игры в покер. Пышные декорации не нужны Соркину, его конек — хлесткие, обладающие огромной ударной силой и концентрацией смысла диалоги, которые давно разобрали на цитаты. В «Процессе над семеркой» действие, за исключением флешбэков, также сосредоточено в зале суда — и там, понятное дело, прежде всего говорят. Соркин, очевидно, проделал большую работу, отобрав из шедшего почти полгода процесса самые яркие и напряженные моменты. И несколько раз за фильм ему снова удается его излюбленный фокус: зритель внимательно следит за каждым словом героев, но все равно оказывается удивлен тем, что происходит, — адреналиновые приходы гарантированы.
На чьей стороне симпатии режиссера, понятно еще до просмотра фильма, а для тех, кто сомневался, в начале покажут сцену, в которой на тот момент генеральный прокурор США Джон Митчелл требует отправить участников процесса за решетку на максимальный срок. Мы знаем из будущего, что через несколько лет он и сам пойдет под суд за причастность к Уотергейту. «Суд над чикагской семеркой» — кино правильное и в плохом смысле: обличающее зарвавшуюся власть и воздающее должное героям, оно не обладает такой нужной для гениального фильма неоднозначностью, сомнениями.
Быстро становится заметно, что Соркин-режиссер по-прежнему проигрывает Соркину-сценаристу. На экране не безымянные статисты, а яркие протестные лидеры, однако безусловно хорош только Саша Барон Коэн (у них с Хоффманом даже похожие носы). Джереми Стронга практически не узнать под бородой, а вот Эдди Редмэйну, чтобы сыграть Тома Хайдена, кажется, чуть не хватает харизмы — сложно представить, что он повел бы за собой многотысячные толпы и за него вышла бы замуж Джейн Фонда. Интересен выбор Джозефа Гордона-Левитта на роль главного обвинителя, хотя на деле у него практически нет возможности что-то сыграть — ему только остается бросать сочувственные взгляды на скамью подсудимых. То же можно сказать и про Майкла Китона, который играет бывшего главу Минюста и появляется всего на пару минут.
В «Суде над семеркой» линия конфронтации проходит не только между обвинителями и обвиняемыми, но и среди подсудимых — у лидеров протестных групп разные взгляды на власть, госустройство и будущее страны. Следить за перепалками Хайдена и Хоффмана интересно, но, несмотря на немалый хронометраж фильма, динамика этих отношений показана отрывочно. В отличие от истории Молли Блум из «Большой игры» или основателя Facebook в «Социальной сети», в «Суде над семеркой» у Соркина материал серьезный, исторический, и говорить о своих героях он может только с восхищением. Получившийся фильм — ода либеральным ценностям и тем, кто за них борется. Однако у Соркина лучше получалось язвить, а для этого нужны герои по меньшей мере неоднозначные.
Смотреть на Netflix
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7