Аутизм в кино: от романтизации к пониманию
Как менялось представление о людях с аутизмом у кинематографистов и зрителей
Десять лет назад, 2 апреля 2008 года, по инициативе небольшого государства Катар был учрежден Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Автор Buro 24/7, сейчас работающая со взрослыми людьми с аутизмом в международной организации L'Arche в Северной Ирландии, рассказывает о художественных фильмах, герои которых — люди с диагнозом «аутизм».
Немного об истории понимания аутизма
Сам термин «аутизм» впервые был введен в использование в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером, однако в настоящем, понятном современному человеку значении, именующем конкретный диагноз, его начали использовать лишь к 1940-м годам. Тем не менее даже сегодня мировому сообществу не совсем понятно, что делать с людьми с подобным расстройством. Если методы ранней диагностики и обучения «особенных» детей разработаны досконально, до сих пор во многих странах остается открытым вопрос — что же делать со взрослыми? Как удовлетворять их тягу к новым знаниям и самореализации? Ситуация осложняется еще и тем, что, познакомившись с одним аутистом, нельзя сделать какие-то общие выводы обо всех: аутизм — это не болезнь, а своеобразный способ познания и самопознания, восприятия социума, выражения эмоций. И если у одного человека с подобным диагнозом могут быть совершенно не развиты речь или способность воспринимать буквы и цифры, то другой может совершенно ничем не отличаться внешне от обычного человека и успешно получать образование.
Хотя аутизм был классифицирован как расстройство в XX веке, определенные упоминания о нем можно найти и в более ранней литературе. Например, легко усмотреть симптомы регрессивного аутизма (проявляющегося в возрасте около трех лет) у «детей фей и эльфов» из средневековых сказаний: считалось, что, если зазеваться и не уберечь ребенка, его похитят лесные жители, а на месте человеческого детеныша оставят своего собственного — замкнутого, необщительного, нередко повторяющего одни и те же действия. «Пустой оболочкой без души» считали людей с аутизмом и ранние христиане. Так что, по сути, нет ничего удивительного, что в пропагандистских фильмах фашистской Германии, одержимой евгеническими идеями создания «совершенной нации», люди с аутизмом и другими расстройствами демонстрировались как не допустимое для общества зло. Существует версия, что австрийский ученый-психиатр Ганс Аспергер, изучавший людей с аутизмом, сознательно приукрашал когнитивные способности людей с подобными расстройствами, что и помогло защитить многих из них от истребления, а заодно и заложило фундамент распространенному мифу о гениальности людей с аутизмом.
Аутизм — не болезнь, а своеобразный способ познания и самопознания
Долгое время методы диагностики были несовершенны, а классификация аутизма была далека от современной (так, люди с высокосоциальным аутизмом могли просто считаться неуравновешенными или не очень умными). Это расстройство почти не находило отражения в искусстве. Отдельные черты человека с аутизмом можно обнаружить у вулканца (вулканцы — вымышленная инопланетная раса с планеты Вулкан. — Прим. редакции) Спока из сериала «Звездный путь», вышедшего на экраны в 1966 году: будучи компьютерным гением, этот персонаж пытается подчинить окружающий мир логике и спрятать собственные эмоции.
«Человек дождя»
По-настоящему заговорить об аутизме заставил знаковый фильм 1988 года «Человек дождя», снятый режиссером Барри Левинсоном с Дастином Хоффманом и Томом Крузом. Сейчас в это сложно поверить, но многие рядовые американцы признавались, что до просмотра картины не имели понятия о подобном расстройстве. Лента имела феноменальный успех у зрителей, принесла ее создателям четыре премии «Оскар» (одна из которых — за лучший фильм) и очень быстро превратилась в классику. В основу образа главного героя — Рэймонда Бэббита — легли сразу несколько судеб как реально живших людей с аутизмом, так и людей с другими диагнозами. Так как в ту пору зрителями особенно ценилось полное погружение актеров в их роли, публика с восторгом слушала рассказы Тома Круза о том, как он провел несколько недель в больнице для людей с аутизмом, работая простым санитаром, и пускала слезу после истории Дастина Хоффмана, который якобы долго отказывался от роли, но согласился, увидев выступление пианиста с аутизмом и церебральным параличом. Все это выглядело излишне патетично, но фильм добился главного: об аутизме заговорили не только в научных кругах.
Вместе с тем именно «Человек дождя» зародил стереотип о непременной гениальности каждого человека с диагнозом «аутизм». Рэймонд не только обладает феноменальной памятью, но и способен производить в уме сложнейшие арифметические расчеты, что, в частности, помогает ему выигрывать в казино. Подобное явление действительно существует: одаренность человека с отклонениями от нормального развития называется савантизм, и примерно половина из живущих в мире савантов — аутисты. Однако из общего числа людей с аутизмом савантами являются лишь 10%.
Менее известные фильмы
Всего за два года до «Человека дождя» на экраны вышла камерная драма-фантазия «Мальчик, который умел летать», рассказывающая историю трогательной подростковой дружбы между мальчиком с аутизмом и девочкой, переживающей трагическую гибель своего отца. Главный герой Эрик, как выясняется (спойлер), действительно может летать. Примечательно, что два фильма конца 1980-х годов, по сути, задали две полярные традиции изображения людей с аутизмом в кино: это либо идеализация, приписывающая человеку с подобным диагнозом феноменальные способности, либо романтизация, пытающаяся найти в аутизме нечто чарующее и притягательное.
Вне всякого сомнения, фильмы, идеализирющие аутизм, важны с просветительской точки зрения
Так, девятилетний Саймон, главный герой триллера «Меркурий в опасности», с легкостью взламывает самый секретный правительственный код в мире, причем делает это совершенно случайно, ведь для него подобные операции сродни чтению детских книжек. Одиннадцатилетний Джейк из сериала «Связь» тоже одержим числами — настолько, что в один прекрасный момент он устанавливает логические связи между прошлым, настоящим и будущим и начинает предсказывать грядущие события. Персонаж Бена Аффлека Кристиан Вульфф в фильме «Расплата» — уже далеко не ребенок, но тоже с легкостью управляется со сложными вычислениями. Когда-то ему был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм», и вместо терапии отец решил подвергнуть его физическим и эмоциональным нагрузкам, раскрывающим возможности личности, так что теперь Крис может похвастаться еще и превосходными навыками в рукопашном бое и стрельбе. Хирург Шон Мерфи (сериал «Хороший доктор»), несмотря на сознание ребенка и проблемы с социализацией, в своей профессии гениален и спасает жизни даже самых безнадежных пациентов.
Вне всякого сомнения, фильмы, идеализирющие аутизм, важны с просветительской точки зрения: большинство из них не только информируют зрителей о проблемах аутизма, но и подчеркивают, что людям с этим диагнозом важна квалифицированная помощь. Однако не стоит забывать, что примерно 40–55% людей с аутизмом имеют отставание в интеллектуальном развитии. Некоторые из них способны закончить специализированную школу, а некоторые не могут научиться читать.
Картины, романтизирющие аутизм, относятся к особенностям людей с этим диагнозом более бережно. В фильме «Я, Сэм» Шон Пенн исполнил роль мужчины с задержкой психического развития — герой ведет себя как семилетний ребенок, и вместе с тем он вынужден в одиночестве растить дочь. Диагноз «аутизм» не озвучивается в фильме, однако действительно среди людей с аутизмом встречаются «большие дети»: и, хоть герою картины удается стать отцом, любые сексуальные переживания для таких людей могут стать травмирующими. Романтическая мелодрама «Без ума от любви» с Джошем Хартнеттом и Радой Митчелл показывает группу людей с аутистическими расстройствами, собирающихся вместе для взаимной помощи и терапии. Своими монологами и действиями персонажи демонстрируют возможные поведенчиские нарушения людей с аутизмом, например: склонность к систематизации, неспособность к образному мышлению и считыванию переносных значений и «скрытых смыслов», непредсказуемые эмоциональные реакции. Адам, герой одноименного фильма 2009 года, не понимает юмор, а любая мелочь выбивает его из колеи похлеще глобальных проблем. Юный Симон из шведской мелодрамы «В космосе чувств не бывает» живет в строго упорядоченном мирке, и нарушение этой отлаженной системы становится для него чем-то совершенно шокирующим. Оскар Шелл, центральный персонаж фильма и книги «Жутко громко и запредельно близко», имеет диагноз синдром Аспергера: на первый взгляд он кажется вполне нормальным мальчиком своих лет, однако его упорство и одержимость идеей поражают и даже пугают. То же самое можно сказать о главном герое другой картины, посвященной событиям 11 сентября: Ризван Кхан («Меня зовут Кхан») отправляется в долгое путешествие по всей Америке, после того как его супруга в сердцах говорит ему: «Скажи президенту, что ты не террорист».
На основе реальных событий
Нельзя однозначно сказать, что художественные фильмы показывают лишь «сказочную» сторону аутизма. За последнее десятилетие появилось несколько фильмов, основанных на реальных историях и опирающихся на опыт реальных людей. В 2006 году вышел фильм «Снежный пирог», главные роли в котором исполнили Алан Рикман и Сигурни Уивер. Персонаж Уивер, женщина по имени Линда, теряет дочь в автокатастрофе. Казалось бы, это событие совершенно не трогает ее: на поминках она танцует и смеется. Немолодой мужчина Алекс, который был с дочерью Линды во время ее смерти, проводит с женщиной несколько дней, постепенно понимая, что она стала совсем беспомощной и не в состоянии жить одна: многие бытовые мелочи ей попросту неподвластны. Сигурни Уивер, готовясь к роли, наблюдала за поведением Рос Блэкберн, жительницы Великобритании, выступающей с лекциями о собственной жизни с аутистическим расстройством. Именно благодаря Рос фильм получился настолько правдоподобным: она консультировала группу, помогая сосредоточиться на деталях и отойти от «стереотипного» представления о людях с аутизмом (при этом сама картина не основывалась на фактах биографии Блэкберн). Несмотря на то что некоторые зрители сочли ленту «излишне натуралистичной», она оказалась значительным шагом вперед в художественном изображении аутизма.
Специфике познания окружающего мира людей с аутистическими расстройствами посвящен бельгийский фильм «Бен Икс», главный герой которого, парень с синдромом Аспергера, полностью уходит в мир видеоигр и воспринимает окружающую действительность через призму виртуальной реальности. Причина такого ухода — травля со стороны сверстников (в действительности у этого персонажа был реальный прототип, покончивший с собой из-за издевательств других подростков). Картина ищет новые изобразительные способы, чтобы показать мир аутизма, сочетая анимацию и игровое кино — этим же приемом впоследствии воспользуются создатели документального фильма «Анимированная жизнь», главный герой которого познает мир с помощью мультфильмов «диснеевской классики».
Репрезентация аутизма в кино меняется точно так же, как меняется отношение к нему в обществе
Своеобразным признанием аутизма как возможности стал первый биографический фильм, посвященный женщине-ученому с этим диагнозом, — «Тэмпл Грандин». Во времена детства Тэмпл аутизм приравнивался к шизофрении: если бы не поддержка родственников и вдумчивого учителя, она могла бы закончить свою жизнь в закрытом лечебном заведении. Грандин мыслила картинками: ее автобиографическая книга, в которой было описано такое восприятие мира, так и называлась «Мыслить изображениями». Благодаря невероятной самодисциплине Грандин смогла стать ведущим ученым в области сельскохозяйственной промышленности (во главе ее исследований всегда стояло гуманное отношение к животным).
Репрезентация аутизма в кино меняется точно так же, как меняется отношение к нему в обществе: после демонизации настало время мифов, когда люди с аутизмом воспринимались исключительно как одаренные «роботы». Сегодня мы приходим к пониманию, что аутизм — это состояние, которое не всегда мешает человеку быть полноправным членом общества, найти свое профессиональное призвание и личное счастье.
Фильмы и сериалы, упомянутые в тексте:
«Человек дождя»
«Мальчик, который умел летать»
«Меркурий в опасности»
Cериал «Связь»
«Расплата»
Cериал «Хороший доктор»
«Я, Сэм»
«В космосе чувств не бывает»
«Жутко громко и запредельно близко»
«Без ума от любви»
«Меня зовут Кхан»
«Снежный пирог»
«Бен Икс»
«Анимированная жизнь»
«Тэмпл Грандин»
Сериал «Звездный путь»
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7