Почему не обязательно идти на фильм о Фредди Меркьюри и группе Queen «Богемская рапсодия»
О том, как долгие годы непростого продакшена привели к картонной картинке
На этой неделе в прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов года — «Богемская рапсодия» о группе Queen. Рассказываем, почему эти большие ожидания не оправдались.
Пересказывать сюжет «Богемской рапсодии» — бессмысленное занятие, всем и так понятно, что это история группы Queen, тут даже не поспойлеришь. Лучше начать с того, что «Богемская рапсодия» — фильм больших ожиданий и трудной судьбы. С первым все понятно — группа Queen была одним из самых масштабных явлений в популярной музыке, слухи о съемках байопика ходили еще с 2010 года, а весь последний год интернет лихорадило от каждого нового кадра грядущей ленты и создатели картины всячески намекали на феерический размах постановки.
Что до второго, то производство фильма с самого начала увязло в череде творческих разногласий, приводивших к регулярным сменам участников съемок — режиссеров, продюсеров и актеров. Серьезной проблемой стал гитарист Queen Брайан Мэй: музыкант вмешивался в работу, критиковал кастинг и настаивал на эпичной истории и героическом образе группы, отринув идею о том, чтобы в картине показывали историю борьбы Меркьюри со СПИДом. Говорят, Мэй хотел получить фильм для семейного просмотра, а не драму. Из-за этого из проекта выбыл первоначальный кандидат на роль Фредди Меркьюри Саша Барон Коэн, и даже под конец съемок нашлось еще одно место для потери бойца — постановщика Брайна Сингера и вовсе отстранили от дел, сохранив за ним место в субтитрах. В конце концов, кажется, Мэй получил ровно такой фильм, какой хотел, а все остальные — очень скучное зрелище на два часа.
«Рапсодию» можно описать одной фразой — смесь «Википедии» и ютьюба. Фильм выглядит как экранизация энциклопедической статьи о Queen со вставками оммажей на клипы и живые выступления группы. Складывается впечатление, что сценарий писали практически копипастом, и даже Рами Малек, так хорошо визуально вписавшийся в образ Меркьюри, не спасает ситуацию.
Занятно, как создателям картины удалось превратить историю одной из самых неординарных музыкальных групп мира в пресную мыльную оперу с налетом героического пафоса. Даже все перипетии яркой и драматичной жизни Фредди Меркьюри тут выглядят блеклыми клише, а ведь проблемы фронтмена Queen из тех, что сегодня обсуждает весь прогрессивный мир, — идентичность, иммиграция, гомосексуальность, СПИД. Если бы создателям «Рапсодии» хватило смелости чуть больше углубиться в эти темы, то картина вызывала бы больше отклика и интереса, но даже сцена осознания Меркьюри своей гомосексуальности выглядит неловкой и случайной. Вместо подлинной драмы нам подсовывают идеализированный образ группы, отдающий пластиком.
В конечном счете единственным, что цепляет за душу в этой картине, становятся песни Queen. На фоне их эмоциональности, силы и драматизма все, что происходит в фильме кажется простым визуальным сопровождением к музыке, которой, вообще-то, этот видеоряд не так уж и нужен. Возникает вопрос, зачем же тогда идти на рапсодию, если лучшее, что там есть — реконструкции живых выступлений Queen, записи которых можно посмотреть на ютьюбе? Получается, что эффективнее с точки зрения получения впечатлений — просто включить любой концерт группы на большом экране. И такое видео будет выглядеть на фоне «Богемской рапсодии» как живящий подлинник на фоне картонных фигур, с которыми все фотографируются.
Какие художественные фильмы о музыкантах посмотреть вместо «Богемской рапсодии»
«Меня там нет» (2007) — картина Тодда Хейнса о Бобе Дилане, где музыканта в разные периоды его жизни играют разные актеры и даже актриса (Кейт Бланшетт).
«Ранэвэйс» (2010) — драма о рок-группе мятежных девчонок The Runaways с Кристен Стюарт и Дакотой Фэннинг в главных ролях.
«Любовь и милосердие» (2014) — байопик основателя The Beach Boys Брайана Уилсона, роль которого сыграл Пол Дано.
«Последние дни» (2005) — полубиографический фильм Гаса Ван Сента о последних днях музыканта Блейка, под которым на самом деле подразумевается Курт Кобейн.
«Элвис» (1979) — про Элвиса Пресли снят не один фильм, но эта драма Джона Карпентера с Куртом Расселом в главной роли, пожалуй, лучше других.