«С любовью, Антоша» — фильм о жизни Антона Ельчина, который заставит вас плакать
Голливудский актер с русскими корнями умер в 27 лет. Его смерть была трагической случайностью: Ельчина придавил собственный внедорожник. Документальный дебют монтажера Гаррета Прайса — искренний рассказ о жизни молодого актера, о которой простому зрителю известно не так уж и много.
“Он разбил мне сердце”, — вспоминает Кристен Стюарт свою первую любовь с грустной улыбкой на лице. Дженнифер Лоуренс, рассказывая о работе с Ельчиным над фильмами “Как сумасшедший” и “Бобер”, и вовсе начинает плакать. “Антон открыл мне новые стороны творчества”, — говорит она.
За 20 лет карьеры Ельчин снялся в 69 фильмах, так что в “С любовью, Антоша” о нем говорит еще добрый десяток голливудских звезд — от Криса Пайна и Зои Салданы до Джоди Фостер и Джей Джей Абрамса. Все они отзываются об Антоне очень тепло, отмечая гигантскую по любым меркам трудоспособность: в финальных титрах отдельно проговаривается, что Ельчин за всю жизнь не пропустил ни одного съемочного дня. Причин такой приверженности делу найдется много. Антон с детства жил кино и мечтал снять свой собственный фильм, для которого даже выбрал название “Трэвис” — это отсылка к имени главного героя его любимого “Таксиста”. Возможно у Антона был “синдром эмигранта” — рвение, которое заставляет постоянно работать, хотя родители актера — советские фигуристы Ирина Корина и Виктор Ельчин — увезли его из Ленинграда во младенчестве. У Ельчина была еще одна причина сниматься так жадно, о которой знали только самые близкие: он жил с муковисцидозом — неизлечимым заболеванием легких. С ним редко дотягивают даже до 40.
О диагнозе единственного сына Ирина Ельчина узнала почти случайно: у мальчика долго не проходила простуда, а легкие раздирал кашель. Эту тайну мать хранила годами: она говорила Антоше только то, что доктор прописал ему витамины и дыхательную гимнастику. Родители в самом начале фильма признаются, что покинуть перестроечный Ленинград их заставил страх за будущее ребенка. В Лос-Анджелесе, где они оказались с нулевым английским и 8 000 долларов, семья начала все с нуля — и дали Антону то детство, о котором российские ровесники могли только мечтать.
Прайс рассказывает о нем через архивные домашние съемки, на которых Антон абсолютно счастлив — он дурачится, болтает со скоростью пулемета и постоянно танцует с любимой мамой. “Любимая” здесь не просто шаблонный эпитет — Ельчин действительно боготворил мать. Когда как-то раз она заболела, Антон каждый день разноцветными фломастерами выводил ей записки, подписывая их одинаково: “С любовью, Антоша” (Love, Antosha). Родители Ельчина, заметив интерес сына к кино, помогали превратить увлечение в дело жизни: отец выбирал Антону лучшие фильмы, мама водила на кастинги, совмещая их с основной — и довольно непростой — работой хореографом ледовых шоу. Первую важную мысль фильма “С любовью, Антоша” формулирует мама: человек, преданный своему делу, живет счастливо — даже несмотря на болезни. “Актерство было для него лучшим лекарством”, — говорит она.
Впрочем, “С любовью, Антоша” рассказывает не только о безграничной любви Ельчина к кино и борьбе с диагнозом, вынуждавшим его ежедневно тратить два часа за специальным аппаратом. Антон обладал пытливом умом, и его собственным вечным двигателем было по-хорошему наивное любопытство. В детстве он сам выучился играть на гитаре (“Мама, репетитор — это пустая трата времени. Купите мне самоучитель!”). Во взрослом возрасте освоил фотографию, выбирая нетривиальные сюжеты — например, Ельчин часто снимал в секс-клубах. Кино, музыка и фотография в его случае были не целью, а инструментами: Антон хотел докопаться до главных движущих сил Вселенной, ее глубинных смыслов и процессов. Вторую мысль картины Прайс заключает в простую форму: твои интересы и есть твоя жизнь. Крис Пайн, например, рассказывает, что Антон в 17 лет переводил какой-то неназванный философский труд толщиной с “Войну и мир”. “В 17 лет!” — восклицает он.
Прайсу удалось нарисовать искренний портрет молодого человека. Любовь Антона передавалась его знакомым: друзьям с ним было весело, коллегам — легко и интересно. Ельчин обладал особой харизмой, чувством юмора и эмпатией. Все герои, вспоминая его, рассказывают живые истории, полные точных деталей — так, что вы сразу верите, что Антон Ельчин был важным человеком в жизни каждого из говоривших. Фильм с тем же успехом можно было назвать “Антоше — с любовью”. Вот, пожалуй, и третья мысль картины: хорошо, когда тебе повезло с близкими, — еще лучше, когда им повезло с тобой.
«С любовью, Антоша»
на «Кинопоиске»