«Молот ведьм»: из чего состоит «Суспирия» Луки Гуаданьино
К новой «Суспирии» есть вопросы, но все равно этот фильм — интересный зрительский опыт
На этой неделе в российский прокат выходит картина, на которую возлагают много надежд, ведь это новая версия культового эстетского фильма ужасов «Суспирия» режиссера Дарио Ардженто, снятая автором «Зови меня своим именем» Лукой Гуаданьино с музыкой от Тома Йорка, да еще и с завидным актерским составом — в ленте снялись невероятная Тильда Суинтон, очаровательная Миа Гот, выразительная Дакота Джонсон и неузнаваемая Хлоя Грейс Морец. Buro. рассказывает, чего стоит ожидать от новой «Суспирии».
Новому фильму новый сюжет
Сюжет новой «Суспирии» взял от старой только костяк — танцевальную школу в Европе, странные убийства и шабаш ведьм. Это, конечно же, плюс, потому что переснимать культовую классику точь-в-точь — скучное и неблагодарное занятие (и для зрителя это тоже неинтересно).
Гуаданьино оставил историю об американской танцовщице Сьюзи, но приезжает она не в авторитетную балетную школу, а в академию современного танца «Маркос». Гуаданьино перенес действие из провинциального Фрайбурга в Берлин времен холодной войны, разделенный стеной, разрываемый политиками и атакуемый террористами. Так, законсервированная в себе эстетская «Суспирия» Ардженто в руках нового режиссера обрастает дополнительными смыслами, выходит из вакуума и разрастается вглубь истории.
Хорошо это или плохо для фильма — спорный вопрос. Ход с углублением в исторический контекст персонализирует «Суспирию» Гуаданьино как произведение искусства, отделяет ее от картины Ардженто и делает более реальной и идейно насыщенной, но в итоге некоторые сюжетные линии кажутся натянутыми, надуманными и слишком грузными для картины.
Мир женщин
«Суспирия» Гуаданьино — это мир, почти полностью замкнутый на женщинах. Тема женской силы, сестринства и материнства — ведущая в этом хорроре. Гуаданьино даже количество мужских персонажей свел почти к нулю (тут можно вспомнить, что даже психотерапевта Джозефа Клемперера играет Тильда Суинтон) — у Ардженто их все же было больше.
Женщины «Суспирии» вынуждены выживать в агрессивном маскулинном мире, разрываемом конфликтами, инициированными, в общем-то, мужчинами, и для этого они держатся вместе, хотя и сами по силе и агрессии могут не уступать мужчинам и готовы выставить им счет за все прегрешения против женщин. Надо отдать должное актерскому составу, выглядящему слаженным, как хорошая танцевальная труппа, и органичным в каждом движении. При еще недавно отшумевшем #metoo и обсуждении проблем гендерного равенства и насилия против женщин эта тема, которой у Ардженто почти не было, выглядит очень своевременной.
Продуманная визуальность
«Зови меня своим именем» Гуаданьино, помимо всего прочего, запомнился очень выверенной визуальностью, которая совсем не похожа на китч хоррора Ардженто. В новой «Суспирии» режиссер также внимательно отнесся к построению кадров и выбору цветов и цветовых сочетаний. Все оттенки красного, которых здесь неимоверное количество — от темно-коричневого до рыжего, — задают настрой почти с первых же кадров, особенно на фоне серого Берлина. Сны Сьюзи, в которых она видит отталкивающие, пугающие и при этом притягательные и сексуальные образы, кажется, могли бы быть отдельно стоящим видеоартом и работают на общие ощущения от картины, появляющиеся быстрее на физическом и эмоциональном уровне, чем на уровне рациональных размышлений. Тем не менее под конец, на кульминации, Гуаданьино, кажется, не удается удержать вожжи, и эта визуальность переходит в какую-то менее эстетичную театральность.
Саундтрек
Музыку к «Суспирии» написал Том Йорк — фронтмен одной из важнейших групп 1990-х и 2000-х Radiohead, до этого ничего не писавший для кинематографа. Саундтрек вышел местами жутковатым, как и можно было ожидать от хоррора, а иногда — просто гипнотическим, что в сочетании с продуманной визуальностью заставляет задуматься о возможности воспринимать новую «Суспирию» как аудиовизуальное произведение, а не только как кино. Сам Гуаданьино называл «Суспирию» Ардженто «сенсорной атакой на зрителя», и в этом смысле его фильм, пожалуй, именно такой.
Танцы
Танцы в «Суспирии» — еще одно проявление магии, ее проводник. В фильме они напоминают о трансе и глубинах подсознательного, захватывают силой и гибкостью танцовщиц. Дакота Джонсон искупает ролью Сьюзи свою популярность, полученную «Пятьюдесятью оттенками серого», и надо отдать ей должное — по роли в «Суспирии» ее хочется помнить гораздо больше, и два года занятий танцами накануне съемок явно не пропали даром.
Выступление труппы, которое стоит почти перед самой кульминацией, почти обряд, как минимум — его репетиция. Это еще один вклад в магнетизм «Суспирии» Гуаданьино, и именно этот магнетизм превращает картину в интересный зрительский опыт, который стоит того, чтобы уделить ему время.