Поиск

«Она» — первый фильм Верхувена за 10 лет

«Она» — первый фильм Верхувена за 10 лет

Очень черная комедия с Изабель Юппер

Текст: Алексей Багатов

В прокат вышла «Она» — на удивление тепло принятая в Каннах картина Пола Верхувена. Считаем, что первый фильм Верхувена за 10 лет смотреть обязательно — но только тем, у кого с чувством юмора все в полном порядке.

Есть какая-то высшая справедливость в том, что именно сейчас 77-летний Пол Верхувен, автор «Вспомнить все», «Основного инстинкта» и «Черной книги», выпустил, вероятно, лучшую свою картину — ну ладно, как минимум одну из. Другие в таком возрасте либо завязывают с кино вообще, либо делают претенциозную ерунду, а он не только не впал в маразм, но и снял фильм, задора и драйва в котором столько, что кажется, будто постановщику не больше тридцати. А все почему? Потому что Верхувен, на самом деле, умнее, наглее и терпеливее всех остальных. 

Мишель (Изабель Юппер) — давно разведенная хозяйка парижской фирмы по производству компьютерных игр. Она спит с мужем подруги, вечно спорит с одержимой ботоксом матерью и живет с серым котом в большом и очень красивом доме. Ее отец — всенародно известный маньяк, когда-то убивший 27 человек и с десяток кошек и собак, но по неизвестной причине пощадивший хомяка. Однажды в дом Мишель врывается некто в лыжной маске и насилует ее, но в полицию она заявлять не собирается, вместо этого пытаясь найти обидчика, потому что хочет еще — ей слишком понравились удары по лицу.

«Она» — первый фильм Верхувена за 10 лет (фото 1)

После премьеры в Каннах довольные критики жанр фильма обозначили как rape comedy — главная героиня настолько истово ищет повторного изнасилования и так правдиво делает вид, будто ничего не произошло, что действительно становится очень весело. Это и есть комедия, но примерно в той же мере, в какой, например, комедией можно назвать «Бойцовский клуб». Мишель не чувствует себя оскорбленной: сделав все необходимые анализы и убедившись, что с ней все в порядке, она начинает искать насильника — параллельно купив перцовый баллончик, заставив снять штаны своего молодого подчиненного и с мазохистской радостью получив пару анонимок о том, что для ее возраста «щель на удивление узкая». Верхувен — голландец, не думайте, что он будет стесняться.

Сначала «Она» должна была быть возвращением Верхувена в Голливуд — но, прочитав сценарий, Николь Кидман, Шэрон Стоун и Марион Котийяр отказались сразу. В итоге пришлось обращаться к бесстрашной Юппер, и с ней все сложилось как нельзя лучше. Это еще и кино о зове крови — в Мишель есть гены одного чудовища, и ее необъяснимо влечет к другому. Ей нравится боль, и она любит причинять ее другим. Как и «Черная книга», кинокартина «Она» целиком построена на образе бесстрашной и саркастичной главной героини, которая отказывается признавать себя жертвой и ставит к стенке всех мужчин — потому что слишком сильная для нытья.

«Она», на самом деле, — не один, а сразу три фильма. Первый — о дисфункциональной семье (отец — маньяк на пожизненном, мать скоро обручится с пузатым альфонсом, сын работает в Макдональдсе). Второй — психологический триллер про опасные игры с насильником, который вот-вот заявится вновь. Третий — феминистский манифест и одновременно портрет современной сильной женщины, которая столкнулась с почти животной мизогинией. В бестселлере Филипа Дижана «О!», на котором основан фильм, Мишель была обычной сценаристкой, но хитрющий Верхувен правильно расставил акценты: у него Мишель — большой босс, подминающая под себя мужской коллектив. Поэтому, наверное, для не желающей прогибаться под мачистский мир Мишель те вскрики означали не боль, а только удовольствие. Отец гордился бы своей дочерью. Хорошая девочка, хорошая.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7