Поиск

Итоги 2018-го: 10 громких «культурных» скандалов и происшествий года и какие выводы из них можно сделать

Итоги 2018-го: 10 громких «культурных» скандалов и происшествий года и какие выводы из них можно сделать

От запретов концертов российских музыкантов до самоуничтожения картины Бэнкси

Текст: Марина Аглиуллина

Каждый год запоминается нам самыми разными событиями, хорошими и плохими в равной степени. В конце 2018-го Buro. вспоминает десять главных скандалов и происшествий года в сфере культуры и пытается сделать на их основе какие-то выводы.

Закрытие Британского совета
в России

 

Март

Весной этого года российско-британские отношения пережили очередной кризис: 4 марта весь мир облетела новость об отравлении ядом «Новичок» бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери. Правительство Великобритании обвинило Россию в причастности к преступлению и нарушении Конвенции о запрещении химического оружия. Потом Лондон выслал 23 российских дипломата, а Москва в ответ потребовала от Великобритании сократить количество своего дипломатического персонала в России на более чем полсотни человек.

 

Вдобавок к сокращению британской дипломатической миссии наше правительство решило закрыть российское представительство Британского совета — организации, занимающейся обучением английскому языку, образовательными программами и культурными мероприятиями в более чем 100 странах мира. В частности, в России Британский совет устраивал кинопоказы, концерты, фестивали, форму креативных индустрий, давал гранты и всячески способствовал налаживанию отношений и обмену опытом в сферах культуры, науки и моды.

 

Вывод. Политические дрязги всегда будут в первую очередь бить по простым людям. Это простые россияне лишились бесплатных или очень недорогих концертов, кинопоказов и образовательных мероприятий, которые проводил Британский совет, а министрам и депутатам все это и так было не нужно.

 

Итоги 2018-го: 10 громких «культурных» скандалов и происшествий года и какие выводы из них можно сделать (фото 1)

Отказ от вручения Нобелевской премии по литературе

 

4 мая

В мае Шведская королевская академия сообщила, что в 2018 году откажется от вручения Нобелевской премии по литературе из-за скандала вокруг мужа поэтессы Катарины Фростенсон, которая является членом литературного жюри академии. Ее мужа, фотографа и режиссера Жан-Клода Арно обвинили в сексуальных домогательствах и изнасилованиях, а журналисты выяснили, что некоторые проекты Арно финансировались из Нобелевского фонда, очевидно, по протекции Фростенсон. Часть академиков высказались за то, чтобы исключить Фростенсон из академии, но большинством голосов было решено этого не делать. Тогда противники Фростенсон подали в отставку, а по регламенту Шведской академии, их можно будет заменить только после их смерти, что означало, что в академии осталось лишь 10 человек из 18.

 

В конечном счете Фростенсон подала в отставку, но кризис внутри академии был уже настолько силен, а доверие к ней так сильно подорвано, что академики решили не вручать премию по литературе в 2018 году и вернуться с ней в 2019-м, наградив лауреатов сразу за два года.

 

Вывод. Неподобающее и возмутительное поведение не зависит от статуса и рода занятий человека, и в цивилизованном обществе эти факторы не могут быть ему оправданием и защитой. Сегодня, когда мир переживает быструю смену идеологических парадигм и укрепление силы гуманистических идей, многие вещи и институции будут меняться драматически, с конфликтами и скандалами, но это создает прецеденты, которые меняют наше будущее к лучшему по «принципу домино».

 

Фильм «Временные трудности»

Июнь, фестиваль «Кинотавр»

4 июня на главном кинофестивале страны «Кинотавр» показали драму «Временные трудности» режиссера Михаила Расходникова, и уже на следующий день в прессе начали выходить возмущенные отзывы: создателей обвинили в продвижении нездорового отношения к людям с инвалидностью и чуть ли не пропаганде фашистских ценностей. Расходников пытался защитить картину, указывая, что она основана на реальных событиях, очевидно забыв тот факт, что это не снимает с него как с режиссера ответственности за то, какие идеи он тиражирует и распространяет. Впрочем, прототип главного героя, на чьей истории как бы основан сюжет ленты, бизнес-консультант Аркадий Цукер назвал события драмы вымыслом.

 

Картина «Временные трудности» рассказывает об отношениях сына с ДЦП и его сурового отца, который не желает признавать инвалидность ребенка и воспитывает его с крайней жестокостью: выкидывает ему мусор в кровать за то, что тот не смог его вынести, лишает инвалидного кресла и бросает в лесу, чтобы сын полз через лес до дома по земле. Фильм показывает агрессивные и унизительные методы воспитания как нормализованные и даже позитивные, и страшно представить, что кто-то может решить последовать этой модели воспитания после просмотра фильма. Михаил Расходников так и не принес извинений возмущенной общественности, среди которой в том числе было много людей с настоящим ДЦП, а картина вышла в прокат осенью.

 

Вывод. В нашей стране только начинает зарождаться понимание того, что значит быть человеком с инвалидностью, и нам пока далеко до настоящей инклюзивности, к которой мы должны стремиться. Кроме того, в России институт репутации пока слаб, что позволяет многому сходить с рук и политикам, и бизнесменам, и деятелям культуры, и вообще всем. Мы должны помнить о том, что искусство — способ распространения идей, и создатели должны нести ответственность за свое высказывание. В наших силах требовать от других отвечать за свои слова и поступки, особенно если эти слова и поступки влияют на большое количество людей.

 

Итоги 2018-го: 10 громких «культурных» скандалов и происшествий года и какие выводы из них можно сделать (фото 2)

Суд за права на фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота»

 

Июнь

Фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» — самый неудачливый проект в истории кино, ставший жертвой так называемого производственного ада. Картина находилась в работе почти 30 лет то из-за финансовых проблем, то из-за травм актеров и других неудач на площадке. В конце концов фильм был снят и представлен 18 мая на нынешнем Каннском фестивале, но, вот незадача, примерно через месяц после премьеры ленту и ее режиссера постигло очередное несчастье — Парижский апелляционный суд лишил Гиллиама прав на «Человека» в пользу первого продюсера проекта Пауло Бранко, согласно подписанному ими соглашению. Позже, однако, другой продюсер картины Мариэла Бесуевски пояснила, что Гиллиам, по решению суда, должен выплатить Бранко 10 тысяч евро за нарушение договора, который режиссер не расторгнул по всем правилам, но права на фильм остаются у Гиллиама.

 

Вывод. Кино — это не только искусство, но и бизнес, и он может быть довольно неприятным.

 

Убийство рэпера XXXTentacion

 

18 июня

18 июня 20-летнего американского рэпера XXXTentacion из штата Флорида застрелили в мотомагазине во время ограбления. Преступник забрал у музыканта сумку Louis Vuitton с 50 тысячами долларов.

 

XXXTentacion был противоречивой фигурой: он «рвал» чарты, но бывшая девушка обвиняла рэпера в домашнем насилии. Еще в начале пути XXXTentacion отрабатывал свой флоу, сидя в тюрьме для малолетних преступников. Выйдя на волю, он стал записывать мрачные треки и заливать их на SoundCloud. Так музыкант получил контракт на альбом «?», но всего лишь через несколько месяцев после того, как пластинка добралась до топов чартов, рэпер преждевременно покинул этот мир. На следующий день после гибели XXXTentacion его трек «Sad!» побил рекорд стримингового сервиса Spotify по количеству прослушиваний, добившись отметки этого показателя в 10,4 миллиона раз.

 

Вывод. Талант и успех человека может никак не коррелироваться с чертами его личности, а смерть артиста все еще может быть катализатором его популярности, но даже при всех негативных характеристиках XXXTentacion жаль, что рэпер погиб.

 

Скарлетт Йоханссон в роли трансгендерной женщины

 

Июль

2 июля стало известно, что Скарлетт Йоханссон сыграет главную роль в биографическом фильме о Лоис Джин Джилл — американской авантюристке, которая идентифицировала саму себя как мужчину и, возможно, была трансгендером. Некоторые журналисты и блогеры были возмущены таким кастингом, потому что, по их мнению, трансгендерных персонажей должны играть трансгендерные актеры и актрисы. В конце концов в середине июля Йоханссон объявила, что отказывается от роли.

 

Вывод. ЛГБТ-сообщество только недавно вышло из статуса невидимок, да и то не во всем мире, поэтому неудивительно, что общество только учится жить с разнообразием гендеров. В кино и театре цисгендерные женщины могут играть цисгендерных мужчин и, наоборот, вспомнить только Тильду Суинтон в «Суспирии», где она исполнила и роль женщины-хореографа, и роль мужчины-психотерапевта, переживающего потерю жены. Отсюда можно сделать вывод, что человек любого гендера может играть человека не своего гендера, но такая норма невозможна, пока отношение к ЛГБТ и ущемление их права — открытая и болезненная проблема. Сначала трансгендерные актеры и актрисы должны стать нормой в индустрии кино и не чувствовать, что в ней и за ее пределами ими брезгуют и пренебрегают.

 

Увольнение Джеймса Ганна
из «Стражей Галактики 3»

 

20 июля

Режиссер Джеймс Ганн сделал себе имя, создав один из самых оригинальных супергеройских фильмов «Стражи Галактики». 20 июля этого года компания Disney объявила, что разрывает контракт с Ганном и отстраняет его от съемок экшена «Стражи Галактики 3» из-за скандала, вызванного твитами Ганна 2008–2011 годов, в которых режиссер жестко шутил о СПИДе, педофилии и холокосте.

 

Внимание к постам Ганна привлек ультраправый писатель Майк Сернович, сделавший все возможное, чтобы добиться увольнения режиссера. Ганн принес извинения и объяснил свои твиты тем, что в 2008–2011 годах он хотел провоцировать и привлекать к себе внимание, но сейчас он человек совсем других ценностей и убеждений. Тем не менее Disney не стала возвращать Ганна в режиссерское кресло новых «Стражей Галактики».

 

Вывод. Общественное давление может иметь силу и последствия, а интернет хранит все, и в любой момент вам могут напомнить об ошибках из далекого прошлого. Гуманистические ценности и идеалы в мире изменились с распространением толерантности, феминизма и идей всеобщего равенства, поэтому сегодня человек не может себе позволить вести себя так, как мог бы лет десять назад. К счастью, люди меняются, и не стоит цепляться к прошлым высказываниям, если человек готов признать, что был не прав. Однако пока что, кажется, мир будет ударяться в крайности в попытках утвердить новые идеологии, и человечеству еще только предстоит выработать нормы урегулирования подобных вопросов.

 

Самоуничтожение картины Бэнкси

 

6 октября

Картина самого известного уличного художника мира Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась прямо во время аукциона Sotheby's в Лондоне сразу после того, как была продана за 1 миллион британских фунтов, то есть примерно за 1,4 миллионов долларов. По настоянию художника картина продавалась в тяжелой позолоченной раме, что представители арт-мира сочли еще одним ироничным ходом Бэнкси. На самом деле внутри рамы был спрятан шредер, порезавший работу загадочного британца на полоски.

 

Вывод. Бэнкси не зря является самым известным в мире уличным художником и художником вообще.

 

Запреты концертов и прессинг российских музыкантов

 

Осень

Этой осенью по России прошла волна запретов и отмен концертов российских музыкантов. В октябре в Нижнем Новгороде отменили сразу ряд выступлений, среди пострадавших исполнителей оказались рэпер Элджей и певица Монеточка. Организаторов обвинили в распространении информации, «способной вызвать желание употребить алкоголь и запрещенные вещества». Позже в Сети появилось обращение представителей «родительской общественности Нижнего Новгорода» с требованием запретить концерты порядка двадцати российских музыкантов, в списке которых значились Монеточка, Федук, Little Big, Элджей, Фейс, Хаски и другие.

 

Что до Хаски, то с ним случилась отдельная история. 21 ноября клуб Bounce в Краснодаре отменил его концерт под давлением прокуратуры, считающей тексты Хаски экстремистскими, и это был уже третий город, где сорвали выступление исполнителя.
В день сорванного концерта музыкант залез на машину, припаркованную у Bounce, и исполнил свою композицию «Ай», после чего его арестовали на 12 суток. 26 ноября в московском «Главклубе» прошел концерт Оксимирона, Басты и Noize MC в поддержку Хаски, хотя «виновника торжества» выпустили на свободу почти накануне (он отсидел двое суток).

 

Этим прессинг не ограничился. Дуэту Ic3peak сорвали концерт сначала в Казани, а потом в Перми, где организатора мероприятия Давида Шелтера увезли в полицию. Позже новосибирский концерт музыкантов, запланированный на 1 декабря, тоже отменили под давлением силовиков. Одновременно с этим 27 ноября в Якутске пришлось отменить концерт рэпера Элджея из-за угроз, а накануне местные школы получили рекомендации не пускать на мероприятие учеников. Отмена концерта случилась и с панк-группой «Френдзона», чье выступление в Волгограде отменили после того, как уполномоченная по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова обратилась в прокуратуру и Роскомнадзор с требованием запретить концерты коллектива.

 

Вывод. О том, что в России все-таки есть цензура, все и так знают. Кроме того, в стране есть явные проблемы с разрывом между поколениями, когда некоторые представители старшего хотят всеми силами контролировать младшее вместо того, чтобы поддерживать и строить диалог.

 

Иск композитора Эннио Морриконе
к немецкому журналу Playboy

 

Ноябрь

В ноябре немецкая версия журнала Playboy опубликовала на своем сайте интервью с итальянским композитором Эннио Морриконе, автором множества запоминающихся музыкальных тем из кино. В интервью Морриконе приписывались слова о том, что режиссер Квентин Тарантино — «кретин», у которого нет никакой оригинальности, и пренебрежительная оценка церемонии вручения премии «Оскар». Цитаты из интервью стремительно разлетелись по интернету, но возмущенный композитор отрицал, что так отзывался о Тарантино и «Оскаре», и заявил, что вообще не давал это интервью и подаст на издание в суд.

 

Редакция немецкого Playboy удивилась реакции Морриконе и отметила, что действительно брала у композитора интервью, но все же удалила материал с сайта. Вскоре автор интервью музыкальный журналист Марсель Андерс, встречавшийся с Морриконе в Риме, принес публичные извинения, сообщив, что исказил цитаты. Едва ли Андерс «прогнулся» под композитора, потому что иначе редакция Playboy смогла бы защитить журналиста, как изначально делала, воспользовавшись аудиозаписью разговора.

 

Вывод. Ошибиться может любой, но теперь любая ошибка и ложная информация может распространиться по свету гораздо быстрее благодаря интернету. Фейковые новости, впрочем, уже давно не новость.