Дневник 55-й Венецианской биеннале
Записала содиректор Christie's Россия Катя Винокурова
Эдсон Чагас "Luanda, Encyclopedic City" в Ангольском павильоне
Во время превью Венецианской биеннале никто не мог и предположить, что именно Ангола победит в соревновании национальных павильонов. Об этом сообщили 1 июня, в день открытия 55-международной биеннале для широкой публики. Своими впечатлениями от первых дней работы грандиозного смотра искусств с Buro24/7 поделилась содиректор Christie's Россия Катя Винокурова. Ее, как и большинство любителей искусства, новость о победе павильона из Африки застала врасплох, уже в аэропорту. О том, что было до того, нам удалось узнать из первых уст.
Катя Винокурова
Коллекционеры, кураторы, галеристы и просто любители современного искусства все слетаются в конце мая на самое значимое арт-мероприятие года — Венецианскую биеннале. Этот форум искусств размещается в 29 павильонах на территории садов Джардини, каждый из которых посвящен искусству определенной страны. Те государства, у которых нет своего павильона, арендуют палаццо в других частях Венеции.
В этом году Венецианская биеннале открыла свои двери в 55 раз (проект функционирует с 1895 года). А к концу лета ее посетят около 300 тысяч человек.
В садах Джардини также присутствует центральный выставочный зал с завораживающим проектом под названием Il Palazzo Enciclopedico или "Энциклопедический дворец" под эгидой самого молодого куратора в истории Биеннале — 39-летнего Массимилиано Джони.
Арсенал
Вторая неофициальная площадка проекта – венецианский Арсенал (бывшая верфь), где традиционно выставляют искусство молодых художников. Помимо этого, город буквально оккупирован как многочисленными параллельными проектами и большими выставками музейного уровня, так и небольшими pop-up шоу в маленьких подпольных пространствах.
Чтобы посмотреть все, понадобиться как минимум три недели, у меня было чуть больше трех дней, поэтому приходилось действовать по избирательному принципу. Это моя третья поездка в Венецию на биеннале, и как опытный обозреватель я точно знаю, что свою культурную программу надо планировать заранее. Физическая подготовка тоже требуется, так как в среднем приходилось проходить примерно по 10 километров в день.
Хатуля Авсаджанашвили и Катя Винокурова; Русский павильон
Британский павильон
Во вторник, 28 мая, мой Венецианский марафон начался с ужина, организованного New Museum в честь Массимилиано Джони. "Новый музей" расположен в центре Манхэттена, и концепция его основана на выставочных проектах современного искусства со всего мира. Помимо "Энциклопедического дворца" на биеннале Массимилиано Джони является главным куратором выставочных проектов в New Museum.
Ужин при свечах проходил в Palazzo Pisani Moretta в безумно красивой обстановке и в компании близких коллег и друзей, среди которых были директор New Museum Лиза Филипс, директор MOCA Джеффри Дейтч, Тереза Мавика, Анатолий Осмоловский, Василий Церетели, Массимилиано Джони, Эми Каппелаццо и другие.
Василий Церетели и Катя Винокурова; Массимилиано Джони
На следующее утро, 29 мая, я посетила выставку под названием "Prima Materia", расположенную в Punta della Dogana — одном из выставочных пространств, принадлежащих Франсуа Пино, едва ли не крупнейшему коллекционеру современного искусства в мире, а также владельцу аукционного дома Christie’s. При создании выставки кураторы Каролин Буржуа и Майкл Гован вдохновлялись трудами об алхимии времен Средних веков.
Prima Materia – это сущность, квинтэссенция нашего существования. Во времена глобального плюрализма нашей жизни Prima Materia становится медиа, напрямую влияющей на все виды искусства: живопись, скульптуру, инсталляции и перформанс. Как впрочем и всегда, выставка потрясает не только контентом, но и своей масштабностью. Кураторы предлагают зрителю не просто отдельные работы художников, а целые комнаты, посвященные их творчеству, которые полностью поглощают и вовлекают зрителя в диалог. Сам Франсуа Пино прогуливался по выставке со своим сыном Франсуа-Анри, невесткой Сальмой Хаек, и маленькой внучкой Валентиной, наравне с другими посетителями.
Prima Materia
Вадим Захаров
Дальше – Джардини. Первая остановка, это, конечно же, Русский павильон. Россию в этом году представлял художник концептуалист Вадим Захаров. В первый раз в истории русский павильон курировал иностранец — немец Удо Кительман, близкий друг Вадима. Тандем явно удался, я лично и многие другие, с кем мне довелось общаться во время поездки, в восторге от проекта под называнием "Даная", названном в честь греческого мифа о Зевсе и Данае. Особенно все гордились нашей страной, когда рядом с павильоном образовывалась очередь из желающих посетить выставку.
Вадим Захаров "Даная" в Русском павильоне
В честь юбилея подписания соглашения о дружбе (1963), Франция и Германия поменялись павильонами в этом году. В Немецком павильоне было представлено потрясающее видео французского художника Анри Сала "Ravel, Ravel, Unravel" (один из моих фаворитов), а Германия решила поставить под сомнение значение термина "нация" и представила групповой проект четырех иностранных (не немецких) художников. Джерми Деллер, представлявший Великобританию, показал социально-политический проект "English Magic", в котором одно из центральных мест заняла лодка Романа Абрамовича "Луна".
Кадр из видео Анри Сала "Ravel, Ravel, Unravel"
Португалию представляла одна из моих любимых художниц — Жоан Васконселуш. Ее работы затрагивают политические и социальные вопросы, такие как статус женщин в обществе, классовые различия и национальное самосознание. Жоан работает в самых разных масштабах, цветах и материалах. Она выводит из привычного контекста и переделывает обычные предметы в скульптуры и инсталляции, заставляя зрителя переосмыслить их оригинальное предназначение. Проект "Trafaria Praia" — это полностью переделанная ею баржа, которая будет плавать по Венеции в течение следующих шести месяцев. Внутреннее пространство судна похоже на сказочный вязаный мир, оказавшись в котором, нельзя не поверить в чудеса.
Португальский павильон
Вечером того же дня мы с моей подругой отправились на остров Святого Георгия на традиционный ужин, организованный Фондом Франсуа Пино в честь открытия уже упомянутой мной выставки "Prima Materia". Это было одним из самых громких и значимых мероприятий Венеции, где можно было увидеть множество известных персонажей, включая всю чету Пино в полном составе, Леонардо Ди Каприо, Миуччу Прада, Маргариту Миссони, художников Дэмиена Херста, Марка Куинна, Аделя Абдессемеда, а также многих других признанных кураторов и известных коллекционеров. Выступление Gypsy Kings привело даже столь искушенную публику в полный восторг, и от вечера остались лишь самые приятные и теплые воспоминания.
Утром следующего дня мы добрались до Арсенала, где был представлен один из главных проектов Массимилиано Джони "Энциклопедический дворец". Проект назван в честь американского художника итальянских кровей, который в 1955 году создал макет воображаемого музея, который должен был стать центром знаний, объединяющим самые значимые открытия человечества.
"Энциклопедический дворец"
Волтер ди Мария "Apollo’s Ecstasy"
Во время прогулки по Арсеналу стало сразу понятно, почему все специалисты так хвалили работу Массимилиано. Выставка четко структурирована, с высоко интеллектуальным контентом, и центральная тема просматривается от начала до конца. Старые и новые работы перемешаны со специальными заказами для выставки. Особенно запомнились инсталляция Волтер ди Мария, работы любимого Вайд Гайтона и инсталляция ранее мне не известного вьетнамского художника Данха Во.
Помимо главного проекта, в Арсенале также разместились некоторые из павильонов. Тут представляли своих художников и Ливан, и Багамы, и Саудовская Аравия, и очень мне понравившийся проект Чили, который выставлял художника Альфредо Джара, в прямом смысле затапливавшего Джардини каждые десять минут.
Альфредо Джар "Венеция, Венеция" в павильоне Чили
Далее был поход во второе музейное пространство Франсуа Пино — Palazzo Grassi, где представлен моно-проект художника Рудольфа Стингеля. Впервые это пространство отдается полностью одному художнику. Палаццо целиком, включая стены, покрыто красным восточным ковром, на котором вывешены около 30 картин художника. Этот необычный архитектурный ход передает творчество Рудолфа Стингеля в определенном контексте и открывает двери для его интерпретации.
Рудольф Стингель
Вечером мы были приглашены на ужин Фонда "Виктория — искусство быть современным", организованный в честь открытия выставки Павла Алхамера и Анатолия Осмоловского "Схождение параллелей". Основатели фонда — его президент Леонид Михельсон и директор Тереза Мавика — несколько лет назад начали плотно заниматься продвижением и интеграцией русских художников в мировой художественный контекст. Фонд активно поддерживает русских художников. Помимо многочисленных выставок, которые Виктория Арт организует по всему миру, фонд также выдает гранты на обучение молодым талантливым художникам из России, и даже издает книги о современном искусстве.
Анатолий Осмоловский
Очень приятно было смотреть на то, сколько важных для мира искусства людей пришло посмотреть на работы Анатолия. Помимо русских музейщиков Ольги Свибловой и Василия Церетелли, которые пришли поддержать отечественное искусство, на ужине присутствовали Франсуа Пино, Каролин Буржуа, Ник Серота, Франческо Бонами, Маурицио Каттелан, Массимилиано Джони, Томассо Труссарди, Франка Соццани и многие другие.
В пятницу, несмотря на накопившуюся усталость и проливной дождь, наша любовь к искусству оказалась непоколебимой, и мы отправились в Джардини, чтобы досмотреть экспозицию. Берлинда де Брюкере представила проект Cripplewood ("Поколеченное дерево") в Бельгийском павильоне. Ее инсталляция полностью заняла все пространство куском воскового дерева, которое при тщательном рассмотрении трансформировалось в человеческую плоть. Американка Сара Сце представила проект Triple Point с очень занятной эстетикой. С ее помощью павильон превратился в экспериментальную площадку для измерения вселенной. А в Израильском павильоне молодой художник Гилад Ратман представил очень интересный проект, в котором группа людей перебралась из Израиля в Венецию, вырыв туннель под землей, тем самым стерев все национальные границы.
Берлинда де Брюкере Cripplewood ("Поколеченное дерево") в Бельгийском павильоне
Закончили мы нашу поездку походом на венецианский блошиный рынок, где продается много разных сокровищ от XIX до XXI века. Тут есть и винтажные украшения и фамильное серебро, мне, например, удалось ухватить две рамки для фотографий в стиле ар-нуво, которые уже заняли почетное место в моей квартире. Уже в субботу, будучи в аэропорту, мы все узнали, что золотого льва за лучший павильон 55-й Венецианской Биеннале получила Ангола, которая впервые принимала участие в проекте. К большому сожалению, ни один из моих знакомых, включая меня, не видел этот проект, так как никто не предвидел такого неожиданного исхода. Венеция в очередной раз преподнесла нам сюрприз. Так что придется возвращаться!
Эдсон Чагас "Luanda, Encyclopedic City" в Ангольском павильоне