Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет
Все новое — это старое, но не обязательно хорошо забытое. Адвокатами и заложниками этого закона стали все без исключения крупные киностудии XXI века. Согласно недавнему исследованию с ироничным названием Remake My Day, 91% переснятых фильмов получают более низкие оценки критиков и зрителей, чем оригиналы, и только у 21% сборы больше, чем у оригинала. Почему же тогда возвращение ремейков невозможно остановить? На это есть несколько причин.
1
Первая причина — это ты, зритель. Современный сторителлинг превратился в минное поле, несмотря на видимое послабление законов жанра и стремление к разнообразию. Студии-гиганты теперь соревнуются не только между собой, но и со стриминговыми сервисами, которых только за последний год стало больше на целых два (свои платформы запустили Disney и Apple). Заставить зрителя пойти в кинотеатр все сложнее, и, как показывает практика, рисковать здесь не всегда выгодно — иногда лучше рассказать давно знакомую историю, чем гадать, оценит ли зритель эксперимент, который режиссеру фильма показался гениальной находкой. В конце концов, стремление к повторам заложено в человеческой психике: вспомните, сколько раз в детстве вы пересматривали любимые мультики.
Причина вторая — ревизионизм. Уже упомянутый Disney перед классическими мультиками ставит дисклеймеры об «устаревших культурных стереотипах», «мальчишеские» heist-movies (жанр, где команда соучастников готовит незаконную операцию или аферу, фильм-ограбление) переснимаются практически дословно, только с женскими персонажами (например, «8 подруг Оушена»), а некоторые «классические» фильмы невозможно смотреть в 2019 году просто потому, что рябит в глазах из-за морально устаревших спецэффектов начала CGI-эры.
2
3
Наконец, еще один немаловажный фактор — это так называемый hate watch, «посмотреть, чтобы загнобить». Конечно, можно осуждать Пастернака, и не читав, а можно прочитать и осуждать уже аргументированно, что в век соцсетей особенно ценится. Зачастую невозможно простить ремейк любимого мультика или фильма уже просто за то, что он существует. Зачем покушаться на святое, оскорбляя память сакрального произведения, любимого с детства? По старому-доброму принципу «чтобы победить свой страх, нужно столкнуться с ним», легче посмотреть новодел, убедиться в том, что он не дотягивает до бесценного оригинала, и успокоиться. Киностудия при этом не расстроится, потому что и так получит свои деньги за билет. Удачные ремейки, впрочем, не редкость: два минувших десятилетия это успешно доказали.
«11 друзей Оушена» («Ocean’s Eleven»)
Режиссер — Стивен Содерберг
Оригинал — одноименный фильм Льюиса Майлстоуна (1960)
2001
Режиссер Льюис Майлстоун — голливудский тяжеловес, первый в истории обладатель двух премий «Оскар» (первую он получил в 1929 году, когда она была учреждена, вторую — на следующий год). Масштабу режиссера вполне соответствует звездный состав в его «11 друзьях Оушена», включающий Фрэнка Синатру, Дина Мартина и Ширли Маклейн. Сюжет мало чем отличается от фильма 2001 года: бывшие фронтовики решают ограбить сразу пять казино в один день. Используя знания, полученные на фронте, они адаптируют системы безопасности этих заведений так, чтобы те вышли из строя в новогоднюю ночь, пока все радостно поют «Auld Lang Syne», взявшись за руки. Что отдельно стоит отметить, так это яркие, афористичные диалоги в фильме: чего стоит только реплика Беатрис Оушен (Энджи Дикинсон) в ответ на вопрос, что случилось с ее браком: «Он утонул в шампанском».
«11 Друзей Оушена», 2001
«11 Друзей Оушена», 1960
Содерберговские «11 друзей Оушена» — один из главных открывающих фильмов миллениума, мгновенно вошедший в список культовой классики. Каст выглядит как перечень главных лиц десятилетия: Брэд Питт, Джордж Клуни, Мэтт Деймон, Энди Гарсия, Джулия Робертс — все те люди, с которыми мы проведем китчевые нулевые и вступим в рефлексивные десятые. Отдавая дань оригинальному фильму, Содерберг хотел было снимать в черно-белой гамме, но продюсеры отказали режиссеру, ибо бюджет и так был раздут (85 млн долларов). В итоге фильм собрал 450 млн. В 2004-м и 2007-м доснимут еще две части, которые в итоге образуют «Трилогию Оушена», но, как это часто бывает, самой популярной все равно останется первая.
«Рассвет мертвецов» («Dawn of the Dead»)
Режиссер — Зак Снайдер
Оригинал — одноименный фильм
Джорджа Ромеро (1978)
2004
Утро в американском пригороде не станет очередным мирным началом дня, а обернется восстанием зомби. Ремейк 2004 года не так сильно апеллирует к социальной повестке, как фильм 1978 года, зато выглядит гораздо более зрелищным и кровавым: операторы и члены съемочной группы держали перед собой плексигласовые пластины, чтобы их не залило бутафорской кровью. Джордж Ромеро, автор оригинального фильма, положительно встретил картину-дебют Снайдера. Интересно, что оба фильма из 2019 года выглядят ностальгическими, только каждый по-своему: в ремейке Снайдера — бушующие нулевые с их неподражаемой эстетикой и яркими контрастными цветами, в фильме 1978-го — симпатичная ретро-бутафория (зомби с накрашенными белилами лицами напоминают цирковых мимов).
«Рассвет мертвецов», 2004
«Рассвет мертвецов», 1978
«Охотники за привидениями» («Ghostbusters»)
Режиссер — Пол Фиг
Оригинал — одноименный фильм
Айвана Райтмана (1984)
2016
Фильм окупился, хотя притянул к себе немало критики за gender flip (так называют картину, переснятую практически по тому же сценарию, что и оригинал, но с главными персонажами-женщинами), но при этом недостаточно политизированный. Феминизм, но в полноги.
Тем не менее главное (и прекрасное) отличие «Охотников» образца 2016 года — это то, что исполнительницы главных ролей — Кейт МакКиннон, Мелисса МакКарти, Кристен Уиг, Лесли Джонс, сценаристы и продюсеры — все люди с комедийным бэкграундом. Так, МакКиннон и Джонс входят (а Уиг долгое время входила) в постоянный состав шоу Saturday Night Live. МакКарти неоднократно появлялась там в качестве приглашенной участницы: вспомните ее великолепные пародии на пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера. Фильм лучше смотреть в оригинале, потому что многие шутки непереводимы — и они действительно хороши. Новые «Охотники» прежде всего — полтора часа дуракаваляния, похожие на один очень большой скетч из SNL. Социальная повестка тут если и возникает, то только в качестве полупрозрачного привидения: так, намекается, что героиня МакКиннон — лесбиянка, хотя внимание на этом не заостряется. Этот же механизм «репрезентации без нажатия на карандаш» заимствует Элизабет Бэнкс для своих «Ангелов Чарли» (2019), где героиня Кристен Стюарт Сабина ведет себя в похожей на МакКиннон эксцентричной манере и не скрывает своей квирности.
«Охотники за привидениями», 2016
«Охотники за привидениями», 1984
2018. «Звезда родилась» («A star is born») Режиссер — Брэдли Купер
Оригинал — одноименный фильм Фрэнка Пирсона (1976), а также мюзикл 1954 года (в главной роли — Джуди Гарланд) и фильм 1937 года (в главной роли — Джанет Гейнор)
2018
В отличие от США в России история про судьбоносную встречу начинающей певицы и рок-звезды на закате карьеры никогда не причислялась к разряду киноклассики, хотя фильм 1976 года с Барбарой Стрейзанд довольно хорошо известен у нас из-за культового статуса исполнительницы главной роли.
«Звезда родилась», 1976
«Звезда родилась», 2018
«Звезда родилась», 1937
Новая «Звезда родилась» — режиссерский дебют Брэдли Купера и первый большой актерский дебют Леди Гаги, которую до этого мы видели в «Американской истории ужасов». Это уже четвертый отжим истории, которая со временем становится все архаичнее — в конце концов, зачем в наши дни ждать прихода всемогущего продюсера, когда каждый уже сам себе продюсер? Тем не менее ремейк состоялся — не в последнюю очередь за счет яркого саундтрека, спродюсированного Марком Ронсоном. Песня «Shallow» из треклиста к фильму получила «Оскар». Предполагаемый роман между Леди Гагой и Брэдли Купером скорее сослужил фильму плохую службу и отвлек на себя слишком много внимания. На самом деле самое интересное, что там есть — это не химия между Гагой и Купером, а живые съемки концертов, проходившие в один дубль на реальных музыкальных фестивалях типа Coachella и Glastonbury. Виртуозный монтаж, операторская работа: звезда Леди Гаги как большой актрисы, и правда, родилась.
«Звезда родилась», 1954
«Tomb Raider. Лара Крофт»
Режиссер — Роар Утхауг
Оригинал — «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) и «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни» (2003)
2018
Сложно следовать по стопам Анджелины Джоли, потому что априори будешь хуже. Однако шведка Алисия Викандер, исполнительница главной роли в ремейке «Лары Крофт», и не старалась переиграть Энджи: ее магия совершенно в другом. Парадоксальным образом актрисе удалось придать экшн-драме с избитым сюжетом европейский психологизм. Может быть, именно благодаря этому фильм показал себя гораздо лучше в мировом прокате и не так много собрал в США. Викандер — обладательница «Оскара» за роль Герды Вегенер («Девушка из Дании»), а среди других ее запоминающихся образов — Кити в «Анне Карениной» Джо Райта (кстати, еще один ремейк) и Каролина, несчастная супруга сумасшедшего датского короля Кристиана VII в «Королевском романе» Николая Арселя.
«Лара Крофт:
Расхитительница гробниц»,
2001
«Tomb Raider. Лара Крофт», 2018
«Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни», 2003
«Человек-паук: Возвращение домой» («Spider-Man: Homecoming») и «Человек-паук: Вдали от дома» («Spider-Man: Far from Home»)
Оригинал— неисчислимое количество полнометражных фильмов и мультсериалов. Классической трилогией считаются фильмы о Человеке-пауке с Тоби Магуайром и Кирстен Данст в главных ролях.
2017
И
2019
Казалось бы, после стольких итераций Человека-паука переизобрести уже нельзя. «С большой силой приходит большая ответственность», баланс между частной жизнью (любовью к Эм Джей) и общественной деятельностью (спасением человечества) чертовски сложно соблюсти, а тут еще начальник-самодур, эмоциональное выгорание и сражение с собственными бесами. Мы знаем Питера Паркера лучше, чем он сам. Мы любим его. Но мы от него устали.
«Человек-паук: Возвращение домой», 2017
Но Питер Паркер в исполнении Тома Холланда — не меланхоличный парень с внешностью официанта (в этом одновременно была и сила, и слабость Магуайра), а эксцентричный подросток-невротик, сочетающий в себе интеллект гика из Кремниевой долины и импульсивность героя-любовника. В качестве объекта его страсти выступает Зендая, секс-символ конца 2010-х, а в качестве противников — не карикатурные монстры и преступники-маргиналы со сломанными носами, а красавчик Джейк Джилленхол.
«Человек-паук: Вдали от дома», 2019
Ремейки с Холландом гораздо более динамичные, здесь меньше пауз и провисаний, а место бесконечной рефлексии Питера-Магуайра заняла слаженная командная работа: в лучших традициях коллективизма 2010-х героизм теперь не удел одиночек, а вопрос хорошо организованного проджект-менеджмента.
«Человек-паук», 2002
«Король лев» («The Lion King»)
Режиссер — Джон Фавро
Оригинал — одноименный анимационный фильм (1994)
Режиссеры — Роджер Аллерс
и Роб Минкофф
2019
«Король Лев» 2019 года на самом деле практически ничем не отличается от мультика, рассказавшего нынешним миллениалам о травме потери, кроме графического решения. В фильмах даже совпадают раскадровки (последовательность, длительность и построение кадров), за исключением разве что пары сцен — в частности, «того самого» томного взгляда Налы, когда Симба практически лежит на ней сверху. То ли это случайность, то ли опять орудует новое пуританство.
«Король Лев», 1994
Вообще очень трезвый расчет, если подумать: мы (студия) предлагаем вам (зрителям) то же самое, но не совсем то же самое. К тому же есть люди, патологически не приемлющие рисованные мультики. Теперь могут прийти и они. Гениальная музыка Ханса Циммера и Элтона Джона никуда не делась, она так же заставит вас прослезиться, и не один раз. В саундтрек добавились несколько треков Бейонсе, но катарсисом по-прежнему остается финал, проходящий под «Circle of Life».
«Король Лев», 2019
«Король Лев», 1994
По такому же принципу буквалистской замены анимационной графики компьютерной 12 ноября 2019 года на Disney+ вышел ремейк «Леди и Бродяги», но он не вызвал и малой доли восторгов, которые спровоцировал релиз «Короля Льва». Дело тут даже не в разнице маркетинговых кампаний. Просто это в очередной раз доказывает, что сила этой (и любой другой) истории — в ее уникальной драматургии, а не визуальных трактовках.
«Король Лев», 2019
Как бы мы ни относились к эпидемии ремейков и кризису идей в Голливуде, на протяжении как минимум еще нескольких лет нам придется увидеть немало вариаций на заданную тему: в одном только 2020 году выйдут полнометражный фильм «Мулан», новые «Охотники за привидениями», спин-оффы «Черная вдова», «Чудо-женщина 1984», «Хищные птицы» (история Харли Квинн, которая собирает собственную команду оторв), мультфильм «Скуби-Ду», очередной фильм про Годзиллу («Годзилла против Кинг Конга»), киноадаптация мюзикла «Вестсайдская история» 1957 года, еще один «Доктор Дулитл». Пристегните ремни, поездка будет долгой.
«Король Лев», 2019
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7