Поиск

Войны, монстры и часы: как устроена киновселенная Гильермо дель Торо

Войны, монстры и часы: как устроена киновселенная Гильермо дель Торо

В прокат выходит новый фильм дель Торо — фэнтези-драма «Форма воды»

Текст: Марина Аглиуллина

18 января в российский прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года — фэнтези-драма «Форма воды» мексиканского режиссера, сценариста и продюсера Гильермо дель Торо. Картина уже получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и два «Золотых глобуса». Bur0 24/7 разбирается, из чего состоит кинематографическая вселенная режиссера и как туда вписывается его новая работа.

 

Войны, монстры и часы: как устроена киновселенная Гильермо дель Торо (фото 1)

Военные конфликты

Дель Торо — противник войн и тоталитарных режимов. Режиссер видит свои фильмы как возможность высказаться на этот счет. В его испаноязычной картине 2001 года «Хребет дьявола» действие разворачивается на исходе Гражданской войны в Испании, в «Хеллбое» главный герой появляется на свет во время Второй мировой войны в результате экспериментов нацистов с Григорием Распутиным и оккультизмом, в «Лабиринте фавна» дель Торо вновь возвращается к Гражданской войне в Испании, в написанной им книге «Штамм» и снятом по ней сериалу фигурирует переживший холокост профессор Сетракян. В «Форме воды» фоном для главных событий фильма служит холодная война между СССР и США. Смешивать травмы, которые оставляют человечеству войны, и сверхъестественные явления — важный ход для дель Торо.

 

Войны, монстры и часы: как устроена киновселенная Гильермо дель Торо (фото 2)

Аутсайдеры

Дель Торо любит аутсайдеров. Возможно, он и сам иногда чувствует себя таким, будучи мексиканским режиссером в Голливуде с собственным видением мира, что как раз и позволяет ему создавать запоминающееся визионерское кино. Дель Торо был вынужден стать изгнанником и покинуть Мексику после похищения его отца в 1998 году, и он очень чуток к своим героям, часто не видящим своего места в мире — сиротам («Хребет дьявола», «Лабиринат фавна»), изгоям («Хеллбой»), милым девушкам, вдруг попавшим во враждебный проклятый дом («Багровый пик», где героиня еще и сирота), или просто тем, кого не хотят принять другие или кто сам не чувствует себя в своей тарелке среди других («Блэйд-2»). Главная героиня «Формы воды» — немая девушка Элайза, которая работает уборщицей в секретной военной лаборатории. Она может казаться блеклой и неинтересной, ведь с ней не поговоришь, но за этим скрываются живой ум и чувствительное сердце.

 

Войны, монстры и часы: как устроена киновселенная Гильермо дель Торо (фото 3)

Монстры

Дель Торо знаменит монстрами, которых для своих фильмов он придумывает сам. Да, он часто берет за референсы уже существующих, но все-таки самостоятельно рисует то, как они должны выглядеть. При этом действие фильмов дель Торо чаще всего разворачивается не в автономной другой вселенной, а на Земле и в определенный исторический период. Любовь к созданию монстров у режиссера началась в детстве с журнала «Famous Monsters of Filmland» о киношных монстрах, который он однажды увидел в магазине. Благодаря этому же журналу дель Торо выучил английский язык и начал придумывать различных фантастических существ, что в итоге превратил в работу. Киношные монстры дель Торо впечатляют своей реалистичностью и продуманностью, и, несмотря на пугающий вид, они часто оказываются добрее людей.

Для «Формы воды» дель Торо создал человека-амфибию, которого привозят для исследований в лабораторию Элайзы. Вдохновением для режиссера послужил фильм ужасов «Тварь из Черной лагуны» 1954 года с ихтианообразным монстром. Дель Торо рассказывает, что на создание этого существа у него пока ушло больше всего времени, чем на какое-либо другое. Режиссер хотел, чтобы его герой выглядел привлекательно, и все время советовался с женой и дочерьми и просил их оценить эскизы.

 


Актер Даг Джонс

Даг Джонс — актер множества перевоплощений. В его фильмографии более сотни фильмов, но мало кто помнит его лицо, потому что оно слишком часто неузнаваемо под гримом. Джонс уже играл у дель Торо в «Мутантах», обоих «Хеллбоях», «Лабиринте фавне», «Штамме» и «Багровом пике». В последнем, кстати, актер воплощал на экране образы матери главной героини и приведения леди Шарп, которое изрядно изводило всех остальных героев фильма. В «Форме воды» Даг Джонс сыграл человека-амфибию, участника романтической линии, которую под силу сделать достоверной, кажется, только дель Торо — любовь девушки и довольно отталкивающего существа.

 

Войны, монстры и часы: как устроена киновселенная Гильермо дель Торо (фото 4)

Внимание к деталям

Гильермо дель Торо всегда очень внимателен к деталям, которые помогают погрузить зрителя в фильм и дополнить историю. Эти детали всегда говорящие. Часто у его героев есть какие-то талисманы, которые они носят с собой. Например, у Эдит из «Багрового пика» была ручка, подаренная ее отцом, и в момент отчаяния именно этот предмет напоминает героине о его любви и наделяет силой. Один из любимых предметов дель Торо — ключи, но самая его любимая деталь — все, что показывает время. Герои его фильмов могут носить часы или иметь часы как часть интерьера или просто оказаться рядом с какими-нибудь часами в ключевой момент. В «Форме воды» кроме часов есть календарь, страницы которого Элайза постоянно переворачивает. У дель Торо человек словно заточен в ловушку времени и пытается как-то его победить.

 

 

Фильмы Гильермо дель Торо — смешение всего со всем: жанров, тем, источников вдохновения. Режиссер создает пазл, в котором одновременно есть узнаваемое и изобретательная выдумка, реальность и магия граничат друг с другом, а порой смешиваются, и возникает ощущение, что попал через шкаф в Нарнию. Соединив в себе многие постоянные элементы фильмов дель Торо, «Форма воды», пожалуй, все же выделяется среди других его работ как наиболее оптимистичная, теплая и наполненная любовью.

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7