Поиск

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера

Текст: Екатерина Краюхина

Чуть более века назад, 20 января 1920 года, на свет появился Федерико Феллини. Несомненно, первый режиссер, о котором мы вспоминаем, когда говорим о кинематографе Италии. Его работы заслуженно попадают в топы самых знаковых лент всех времен. Вспоминаем восемь картин и одну короткометражку, которые стоит увидеть (или пересмотреть) в этот памятный день.

8 С ПОЛОВИНОЙ /

(1963)                                     /////


Величайшее произведение Феллини, образец фильма о фильме, духовное путешествие по ландшафту кинематографа. Измотанный режиссер Гвидо (Марчелло Мастроянни) окунается в водоворот воспоминаний и фантазий, где невозможно отличить вымысел от реальности. Картина об индустрии вдохновила Вуди Аллена на создание «Звездных воспоминаний» (1980) и Чарли Кауфмана на «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008). Сам Феллини объяснил: «В "8½" нормы общества вызывали у Гвидо с детства чувство вины и разочарования. Такое случается у многих из нас. Затем, взрослея, мы оказываемся в глубоком конфликте, созданном тем, что нас учили идеализировать свою жизнь, стремиться к эстетическим и этическим идеалам абсолютного добра или зла. Это навязывает невозможные стандарты и недостижимые стремления, которые могут лишь препятствовать естественному развитию нормального человека и, возможно, даже погубить его. В жизни наступает момент, когда вы понимаете, что то, что вам говорили дома, в школе или в церкви, просто не соответствует действительности. Вы понимаете, что это ограничивает вашу подлинную сущность, ваши инстинкты, ваш естественный рост».

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 1)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ / LA DOLCE VITA

(1960)                                     /////


Марчелло Мастроянни играет в «Сладкой жизни» обозревателя светской хроники, который отправляется в удивительную одиссею в поисках самореализации, наслаждаясь всем, что только может предложить Рим. Картина стала одной из самых популярных и высоко оцененных критиками европейских лент своего времени, получив «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля — 1960. «Я хотел показать состояние души Рима, образ жизни людей, — сказал режиссер. — То, что получилось, — скандальный репортаж, фреска об улице и обществе. Левая пресса преподнесла это как репортаж о Риме, но это мог быть и Бангкок, и тысяча других городов. Я задумал это как репортаж о Содоме и Гоморре, путешествие в мир страданий и отчаяния. Я хотел, чтобы это был документ, а не документальный фильм».

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 2)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

АМАРКОРД / AMARCORD

(1973)                                     /////


Фильм «Амаркорд», что на романьольском диалекте курортного городка Римини, где вырос Феллини, означает «Я вспоминаю», вдохновлен юностью режиссера. Действие происходит в Италии 1930-х годов — стране под властью фашистов. Зритель следит за мальчиком-подростком по имени Титта (Бруно Дзанин), который взрослеет, познает мир и общается со своими эксцентричными соседями. «Амаркорд» в 1975 году получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 3)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ДОРОГА / LA STRADA

(1954)                                  /////


Эта картина — попытка Феллини осмыслить собственную личность с помощью кинематографа. В «Дороге» его жена актриса Джульетта Мазина играет молодую женщину, которую ее бедная мать продает цирковому силачу. Тот берет ее с собой в турне и подвергает всевозможным жестокостям. Феллини, говоря о ленте, вспоминал: «Вначале у меня было лишь смутное ощущение, своего рода тон, который таился где-то внутри, навевая меланхолию и вызывая неясное чувство вины, словно тень, нависшую надо мной. Это чувство подсказывало, что два человека останутся вместе, хотя это и приведет к катастрофе — и они не знают почему. Но как только чувство оформилось, история пришла легко, словно ждала, когда ее найдут».

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 4)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

САТИРИКОН / FELLINI — SATYRICON

(1969)                                  /////


Один из самых интригующих фантастических фильмов Феллини, «Сатирикон», в общих чертах основан на одноименном произведении Петрония и представляет собой мощное исследование римского пейзажа, в котором основное внимание уделяется глубине человеческой порочности. В интервью 1969 года с Роджером Эбертом Феллини объяснил: «Этот фильм — путешествие во времена Нерона, а значит, это путешествие в неизвестное измерение… Сначала я должен придумать этот мир Нерона. Затем я должен взглянуть на него с очень узкой точки зрения, чтобы он казался чужим и незнакомым. Все говорят, что Феллини снимает непристойный фильм. Но все будет абстрактным, отстраненным. Секс в "Сатириконе" будет похож на те древние индийские статуи в позах любви. Даже когда вы видите, как женщина целует чудовище, это ничего не значит, потому что это так старо, так далеко, из другой цивилизации».

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 5)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

МАМЕНЬКИНЫ СЫНКИ / I VITELLONI

(1953)                                  /////


Историки кино отмечают, что именно этот фильм стал важной вехой в развитии режиссерского стиля Феллини. Это проницательный взгляд на пятерых мужчин, которые застряли в мечте о взрослении. Они называют себя «маменькины сынки», поскольку, несмотря на огромное желание уехать, не могут покинуть родной город на берегу Адриатического моря, так как здесь живут все их родные и так просто-напросто удобно. Менять им ничего не хочется. Третий фильм итальянского режиссера рассказывает о масштабных социальных изменениях в Италии 1950-х годов, а также содержит автобиографические элементы: картина основана на переживаниях самого Феллини, которые были у него в родном Римини в молодые годы.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 6)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

МОШЕННИЧЕСТВО / IL BIDONE

(1955)                                  /////


Неореалистическая лента рассказывает историю группы мошенников, которые эксплуатируют бедняков-крестьян. Во главе ее — обманщик Аугусто (Бродерик Кроуфорд), который, когда товарищи его покидают, собирает банду заново. Одновременно забавный и трогательный фильм показывает, что современный скептицизм не способствует нравственному пробуждению души. Аугусто, конечно, раскается, но будет ли у него шанс на прощение и спасение?

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 7)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

НОЧИ КАБИРИИ / LE NOTTI DI CABIRIA

(1957)                                  /////


Основанный на рассказе самого Феллини, фильм «Ночи Кабирии» — это трогательная история о страданиях молодой женщины после того, как ее ограбил и бросил тонуть ее же парень. Ведя безрадостные будни секс-работницы, она пытается подняться над цинизмом современного мира. Картина получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм, и это второй «Оскар» Феллини подряд после «Дороги». За блестящую игру Джульетта Мазина получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в том же году.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 8)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ТОБИ ДАММИТ | TOBY DAMMIT

(1968)                                  /////


Короткометражка «Тоби Дамиит» входит в альманах «Три шага в бреду», экранизацию трех новелл Эдгара Аллана По от трех европейских режиссеров: Роже Вадима, Луи Маля и Федерико Феллини. Заключительная часть основана на рассказе «Никогда не закладывай дьяволу своей головы». По сюжету знаменитый актер, которому не чужды, так скажем, пороки, прилетает в Рим на съемки нового фильма — католического вестерна. И жизнь Тоби, и вся история пронизаны безумием — таким, с которым ничего не поделаешь, ведь из этого соткан мир. И, конечно, в этом сумасшествии не мог не появиться сам дьявол — и заключить с героем сделку.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Феллини — 105! 8½ фильмов, которые стоит пересмотреть ко дню рождения режиссера (фото 9)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7