«Люблю проекты на стыке комедии и драмы». Наталия Мещанинова — о сериале «Алиса не может ждать»
20 октября в онлайн-кинотеатре Start выходит «Алиса не может ждать» — новый сериал Наталии Мещаниновой, которая работала над главными авторскими проектами последних лет («Аритмия», «Война Анны», сериал «Обычная женщина»). «Алиса не может ждать» — история старшеклассницы, которая узнает, что скоро потеряет зрение, и решает кардинально изменить жизнь. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина встретилась с Мещаниновой сразу после премьеры на фестивале «Новый сезон» и узнала, почему режиссер снимает про подростков, может ли кино стать терапией и почему «Аритмия» попала в сердце зрителя.
Наталия Мещанинова
В одном из интервью вы сказали, что используете в сценариях материал из реальности. Что в сериале «Алиса не может ждать» взято из реальности?
Идея пришла ко мне от продюсеров: Ира Сосновая и Женя Айвазян из Start показали статью психолога Екатерины Мурашовой, которая описывала жизнь реально существующей девочки 15 лет. Она узнала, что теряет зрение. Родители долго скрывали от нее диагноз, и, когда она узнала, что ей грозит неминуемая темнота, бросила школу, решила стать содержанкой — это был бизнес-план. Мама не понимала, что происходит — почему она никого не слушает, не ходит на занятия, откуда вдруг появляются дорогие вещи, и пришла с этой проблемой к психологу. Меня эта история просто потрясла. Оттолкнувшись от реального прототипа, мы с соавтором Степаном Девониным (он сыграл в сериале одну из больших ролей) создали свой сюжет. К слову, у реальной девочки, с которой я, кстати, не знакома, и, наверное, это правильно с точки зрения сохранения конфиденциальности, судьба сложилась совершенно по-другому.
В сериале описан реальный диагноз. Мы консультировались с врачами, когда работали над сценарием, и они рассказывали, что да, есть такое необратимое заболевание. Оно редкое, передается генетически — и, увы, совсем не лечится.
Главную героиню сыграла Лиза Ищенко. На фестивале «Новый сезон» она победила как лучшая актриса. Как вы нашли Лизу?
Я не была знакома с Лизой до того, как мы начали работу над сериалом. Она просто пришла на кастинг, как и другие 100 девочек до и после нее. Лиза из Белгорода, из обычной семьи, никак не связанной с театром или кино, у нее нет профильного образования, но, видимо, талант сам пробивает себе дорогу. На пробах я увидела, что Лиза очень созвучна Алисе в части раннего взросления, аналитического ума. Она очень хорошо понимает героиню, не умом, а нутром.
Алиса учится в старших классах, главный герой вашего прошлого сериала «Пингвины моей мамы» тоже подросток. Вы как-то сказали, что у подростков «трагическое восприятие реальности», контрастное и обостренное. Почему вы про них снимаете?
Нравится! Я уже достаточно взрослый человек, и мне интересно смотреть на этот возраст со стороны, анализировать его и пытаться ответить себя самой на разные вопросы. Я снимаю про подростков не из-за того, что застряла в этом возрасте, — интересно с высоты опыта возвращаться к нему. Кроме того, моему ребенку скоро исполнится 10 лет, поэтому не хочется забывать, как этот мир воспринимают подростки.
Главный герой «Пингвинов моей мамы» Гоша переживает из-за разногласий с родителями, которые решают свои проблемы и не замечают сына. Это драма. То, что Алиса теряет зрение, — трагедия, другой реестр.
То, что Алиса теряет зрение и его нельзя вернуть, — это трагедия. И проживание этой трагедии гораздо жестче. Это более бескомпромиссное существование: Алиса принимает больше решений и заходит намного дальше, чем Гоша, которого мама приласкала — и он оттаял. Здесь такое разрешение конфликта, к сожалению, невозможно.
В «Алисе» есть и драматическая линия про дисфункциональную семью, сложные отношения главной героини с мамой и сестрой. Очень интересный персонаж у Степана Девонина — он играет абьюзера, домашнего тирана.
Степан застрял в образе смешного неудачника, у нас была цель расшатать это амплуа! Правда, судя по смешкам в зале, он не избежал комичности. Мы писали со Степой роль специально под него. Но когда показывали сценарий другим людям, они видели в роли абьюзера другого по типажу актера — немного гопника. Мы хотели сломать этот стереотип, показать, что абьюзером может быть рефлексирующая истеричная личность. Но не судите о герое Степы по первым двум сериям — в дальнейшем в отношениях в этой семье произойдут значительные метаморфозы.
Почти все ваши проекты — драмы. Не хотите снять комедию?
Я люблю проекты на стыке комедии и драмы. Чистую комедию не понимаю, не могу рассматривать человека только с точки зрения смешного. Не люблю поверхностные высказывания. Я хочу рассказывать глубокие и объемные истории, и, если в них вдруг возникает юмор, это класс. В «Аритмии» было много такого ситуативного юмора — люди часто смеялись на показах. Такой способ существования двух жанров мне интересен.
Вы режиссер и сценарист, писали сценарии для себя и других режиссеров, сами снимали по чужим сценариям.
На самом деле по чужому сценарию я снимала лишь однажды — второй сезон сериала «Обычная женщина». Но это была не совсем чужая история: над этим проектом работал Борис Хлебников, а я его люблю и как будто своей семье помогала. (Улыбается.)
Снимать по совсем чужому сценарию мне пока не доводилось. Нужно совпасть с автором, так как я сама пишу, у меня тянутся руки все переделывать и переписывать. В чужих сценариях, которые мне предлагали, бесит примерно все: начиная от диалогов и заканчивая героями. Но сейчас на горизонте появилась история, которая мне очень симпатична, и если все получится — сниму по чужому сценарию еще раз.
Есть расхожее мнение, что кино женщин-режиссеров более психологическое, чувственное, чем то, которое снимают мужчины. Как считаете, есть такая вещь, как «женская режиссура»?
Не хочу существовать в таких категориях. «Женская режиссура» — это про что? Есть режиссер Майк Ли, я рыдаю над каждым его фильмом — у него все очень чувственно, очень психологично. Если не знать, кто это снял, легко подумать, что женщина. А есть миллион примеров обратного, когда женщина-режиссер гораздо жестче, чем мужчина. Мне кажется, разговоры про женскую режиссуру — притянутая за уши история. Есть хорошее и плохое кино — хотя и тут строгого деления на черное и белое не существует.
«Аритмия» (Наталья Мещанинова вместе с режиссером Борисом Хлебниковым написала сценарий фильма) — авторское кино, которое стало настоящим зрительским хитом. Успех этого фильма сильно повлиял на вашу карьеру?
Да, это был поворотный момент. После выхода «Аритмии» на меня все набросились, поступило огромное количество рабочих предложений. Меня признали, я поняла, что наконец могу выбирать проекты, в которые страстно влюблена, а не соглашаться на съемки из-за денег, входить в компромиссные отношения. Многие писали мне в соцсетях, что фильм им понравился. «Аритмия» хорошо собрала в прокате, и я получала отзывы еще долго после премьеры.
Вы часто работаете с Борисом Хлебниковым, ваш творческий тандем — один из самых известных и плодотворных в российском кино.
Борис — одно из моих самых больших впечатлений от людей вообще. Я поражаюсь величине его личности, его великодушию, интеллекту и чувству юмора. Все, что связано с Борисом, для меня прекрасно.
Мы с ним похожи на сиамских близнецов, все время над чем-нибудь вместе работаем. (Смеется.) Сейчас я пишу сценарий для его следующего полного метра, вместе собираемся разрабатывать мой новый фильм. Кроме того, планируем работать над проектами других авторов в качестве креативных продюсеров на студии Look Film. В общем, у нас крепкий творческий союз!
Вы много работали в соавторстве. Когда пишете сценарий вместе с кем-то, не бывает такого, что он начинает перетягивать одеяло на себя?
Не с Борисом Хлебниковым, с ним перетягивания одеяла не может быть. Есть четкое понимание: если пишем кино для него, он мерило того, что хорошо, что плохо. С другими режиссерами бывает по-другому — не всегда возникает прекрасная среда, где тебя не пытаются передавить. Но когда пишу под режиссера, моя задача — почувствовать этот материал. Я никогда не буду спорить и отстаивать какую-то авторскую позицию — если я понимаю, что режиссеру так надо, сделаю, как он хочет.
Вам предлагали снимать за границей?
Пока таких предложений не поступало. Я не очень амбициозный человек, моя цель — делать то, что приносит удовольствие. Если так совпадет, что мой проект принесет удовольствие условному Netflix, я рассмотрю это предложение. Но не буду во что бы то ни стало прорываться куда-то. Меня устраивает свобода сейчас — я могу выбирать проекты и писать про то, что у меня болит. И появляются люди, которые в меня верят и готовы находить для моих проектов деньги.
Как думаете, кино может быть психотерапией для зрителя?
Да, абсолютно! После просмотра «Пингвинов моей мамы» мне позвонила знакомая актриса и сказала: «Ты знаешь, мы почти развелись с мужем. А сейчас посмотрели вместе сериал, в первый раз поплакали и нормально поговорили, не как враги, и услышали друг друга. Твои «Пингвины» спасли наш брак!». В общем, непонятно, как это работает, но работает!
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7