
«Мы хотели раскрыть тему удачников и неудачников»: сценарист Иван Баранов — о работе над «Подслушано в Рыбинске», градусе юмора и скрытых смыслах
В онлайн-кинотеатре PREMIER вышла финальная серия иронического детектива «Подслушано в Рыбинске» Петра Тодоровского. Проект стал настоящим хитом: по количеству зрителей побил рекорды всех сериалов производства PREMIER, обогнав даже «Мир! Дружба! Жвачка!». Поговорили со сценаристом Иваном Барановым, который громко заявил о себе в индустрии, о работе над проектом и втором сезоне, который точно выйдет и который очень ждем.
По сюжету неудачливый журналист региональной газеты Юра (Тимофей Трибунцев) внезапно получает дар предвидеть будущие убийства. Он решает проверить одно из своих видений и действительно находит труп — убита актриса местного театра. Полиция обвиняет в убийстве Юру. Чтобы не угодить в тюрьму, он должен найти настоящего преступника — в этом ему помогает Ширмик (Рузиль Минекаев), простой местный пацан, безумно влюбленный в убитую.
Когда и как родилась идея сюжета «Подслушано в Рыбинске»?
Работа над сценарием началась в 2021-м, тогда у меня закончился проект и нужно было что-то начинать писать дальше. Я подумал, что можно сделать историю про человека, который предвидит будущие убийства. Написал первую серию, а потом, копаясь в заметках от 2017 года, обнаружил одно предложение: «Человек видит убийства во снах». То есть сама идея родилась еще семь лет назад, но оставалась на уровне одного предложения.
Рыбинск как место действия появился уже в процессе разработки сценария. Москва на экране уже всем надоела, и я искал уютный провинциальный город. В Рыбинске я прожил девять лет, это очень кинематографичный город. Там снимали «12 стульев», «Бумер» и еще много-много других фильмов. Но нигде он не фигурировал как главный герой. Мне захотелось сделать его непосредственным участником истории.


Отличное вложение во внутренний туризм региона!
Надеюсь, что сериал повлияет на развитие туризма в Рыбинске. Даже несмотря на то, что у нас детектив местами немного мрачноватый. Но если люди приедут летом, они увидят теплый, уютный и гостеприимный городок.
Есть ли у главных героев прототипы из реальной жизни?
Это больше собирательные образы, в которых отразились черты некоторых моих знакомых. Например, когда я создавал Юру, представил, каким был бы я, если бы мне крупно не повезло в жизни. Ширмику имя досталось от моего друга детства Саши Ширманова, который был человеком-проблемой: постоянно попадал в неприятности, что-то ломал.


В сериале интересно противопоставлены друг другу главные герои: неудачник и пьяница получает суперсилу, а успешный телеведущий становится убийцей. Акцент на удачливости и неудачливости сделан специально?
Да, абсолютно. Когда мы начали обсуждать с Петром Тодоровским (режиссер. — Прим. BURO.) сериал, поняли, что хотим раскрыть тему удачников и неудачников. Почему одним по жизни везет, а другим — нет и как они могут повести себя в сложном испытании. У нас есть неудачник, журналист региональной газеты Юра: он талантливый человек и многого мог добиться, но невезучий по жизни. Телеведущий Костя (Антон Васильев) — его антагонист. Он моложе, богаче и успешнее. Но у каждого в жизни происходит переломный момент. Неудачник Юра получает дар, а Костя, которому до этого везло, напротив получает испытание. Это событие занимает всего секунду — он насмерть сбивает девушку. И дальше зритель наблюдает, как Юра и Костя ведут себя в этих новых обстоятельствах.


В сериале есть и другое противопоставление: Юра мечтает сбежать из Рыбинска, а Ширмик, напротив, считает, что должен остаться. «Я и есть Россия», — говорит он. В чем посыл этого противопоставления и кому он адресован?
Глобально посыл здесь следующий: в провинциальных городах у молодежи всегда стоит дилемма — уехать или остаться. И шире — в масштабах страны — этот вопрос тоже стоит остро. Ширмик буквально говорит, что он и такие, как он, — это и есть Россия, на нем держится страна. И если он уедет, то кто останется? Такова позиция его героя. У Юры она противоположная: с первых серий он жалеет, что вовремя не уехал из Рыбинска. Он считает, что из-за этого его жизнь не сложилась.
Когда писал эти арки персонажей, я не ставил перед собой задачи вынести некую мораль. Я показал противоположные позиции разных героев, на которую каждый из них имеет право.

Сюжет «Подслушано в Рыбинске» довольно запутанный. Расскажите о подходе, который использовали в работе над историей.
Каждая серия — идет по ходам, как шаг на шахматной доске. Это выражение я у кого-то спер, оно хорошо описывает, что бесполезно придумывать сразу всю историю целиком. Можно наметить вектор, куда примерно ты двигаешься, кто убийца, например. И дальше эту историю раскладываешь постепенно на сцены, где каждый новый ход может поменять направление всей истории, если вдруг нащупаешь, как можно улучшить изначально задуманный сюжет.
Как долго работали над сценарием?
Когда я уже написал первые четыре серии, мы с Петром Тодоровским заново придумали главного героя. Изначально в моей истории не было Ширмика. Был студент-журналист из Петербурга, приехавший на лето к родителям, который пошел проходить практику в местную Рыбинскую газету. По сюжету Юра был его наставником и предлагал просто подписать все документы о практике и отпустить парня наслаждаться летом. Но он хотел пройти весь карьерный путь с низов. Это был интересный герой, но у него не хватало драйва. У Ширмика мотивация найти убийцу намного сильнее, в целом он динамичнее, поэтому ради него я переписал готовые серии. Сложно сказать, сколько времени у меня заняло написание сценария, потому что параллельно я тогда работал над «Красным 5», «Остаться друзьями», «Знахарем». От полугода до года плотной работы.

Как относитесь к подобным вмешательствам режиссеров, продюсеров в вашу идею и сценарий?
Я не могу назвать это вмешательством. Мы обсуждали, придумали такую идею. Петр спросил, понимаю ли я, что придется переписывать четыре серии. Я сказал, что да, главное — сериал станет лучше. Потом жалел бы, если бы поленился и не переписал. Всегда нужно находить компромиссы в съемочной команде, иначе все косяки потом вылезут в монтажной комнате.
Юмор «Подслушано в Рыбинске» кардинально отличается от «Красного 5», хотя вы работали над ними параллельно. Как удавалось выдержать нужный тон иронии и градус юмора?
Юмор «Подслушано в Рыбинске» мне очень близок. Я писал этот сценарий с огромным удовольствием. Было нелегко: над каждой сценой сидел, думал, искал решения — но это касается сюжетных поворотов. А юмор рождался легко, потому что его задавали ситуации, сами герои. Как таковых репризных шуток здесь нет, все идет от персонажа.
Были моменты творческого ступора?
С каждой серией в какой-то момент ловил этот творческий ступор. Потому что каждый новый эпизод — это чистый лист. Например, вторая серия: по синопсису Ширмик приходит к Юре и обвиняет его в убийстве Маши, а тот говорит, что у него видения. Я сел. Начал писать эту сцену. Ширмик приходит, угрожает пистолетом. «Ты убил Машу?» — «Нет, я ее не убивал». Я понял, что сцена не работает вообще, не нравится мне. Начал ходить, крутить, думать. Несколько часов ходил по кабинету. И потом придумал: а что, если в этот момент Юра вешается? Такой вот парадокс. Ширмик приходит Юру убивать, а он ему говорит: «Ты вовремя, заходи». И все, у меня сцена полетела. Нашел этот ключик к ней и начал расписывать. Затем придумал субъект, который мне самому очень нравится: когда Юра уже накидывает петлю, он залипает в советский фильм и начинает его увлеченно смотреть. Где бы мы ни показывали эту сцену, эта деталь всегда вызывает какие-то хорошие эмоции, иногда даже овации. И еще один момент — откуда у Ширмика пистолет? Это тоже забавно, но ответ не буду спойлерить, он в пятой серии.
Про Ширмика сейчас говорят, что он такой же, как Маратик из «Слова пацана». Хотя работа над «Подслушано в Рыбинске» началась значительно раньше. Как так получилось?
Когда вышел сериал «Слово пацана», мы уже были на съемочной площадке в Рыбинске. Во время работы Рузиль Минекаев, который исполнил роль Ширмика, стал звездой, и толпы фанатов поехали в Рыбинск, чтобы увидеть его. Они дежурили возле отеля, возле съемочной площадки.
Ширмик — собирательный образ хулигана, в которого влюблены все девчонки. Но на самом деле он очень лирический. Он безумно любит девушку, ради нее готов на все. Мы долго искали подходящего актера, провели много проб. Рузиль прислал свою визитку, мы пригласили его на пробы. Он был неизвестным парнем для нас, но идеально подходящим, и его утвердили. И вдруг он становится звездой в разгар съемок.
Самое забавное, что у нас и художник по костюмам работал тот же, что и в «Слове пацана». Поэтому шапочка такая же. Если бы мы знали заранее, конечно, что-то предприняли бы, но мы не знали.
Каким будет второй сезон «Подслушано в Рыбинске»? Может, «Подслушано в Иваново» и убийство на фестивале «Пилот»?
Все возможно! Изначально я писал законченную историю. Но сериал так понравился зрителям, что мы решили его продлить. Сюжет действительно развернется в другом городе. Но в каком — решит голосование зрителей.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7