Поиск

Премьеры 25-го фестиваля \"Кинотавр\". Часть 1

Премьеры 25-го фестиваля "Кинотавр". Часть 1

"Комбинат Надежда", "Еще один год" и другие

Текст: Анна Сотникова

25-й фестиваль "Кинотавр" вот-вот подберется к своему экватору. Мы подводим его промежуточные итоги и рассказываем, какие фильмы посмотрели гости кинофестиваля за прошедшие дни

В воскресенье в Сочи начался юбилейный, 25-й, фестиваль "Кинотавр", в программе которого в этом году на удивление много женщин-режиссеров. Открытие, говорят, было самым официозным за последние несколько лет: Данила Козловский при помощи сантиметра показывал наше место в истории, Сокуров говорил про демократию и просил президента отпустить политзаключенных, зачитывались официальные телеграммы.

Премьеры 25-го фестиваля "Кинотавр". Часть 1 (фото 1)

Вместо фильма открытия показывали пять короткометражек режиссерский дебют Яны Трояновой про пацанку с овчаркой (Анастасия Шевелева), повстречавшую рыбачку в подвенечном платье по имени Любовь (Ксения Раппопорт), которая немедленно предлагает девушке помидор, а та в ответ пытается уговорить ее на сомнительную перспективу покататься на товарняках; второй по счету фильм-анекдот Григория Добрыгина про то, как российский гражданин (Сергей Маковецкий), пообедав на немецкой автобусной остановке, не может разобраться с сортировкой мусора; "Внутри музыки" про страдания богатой женщины (Юлия Волкова), у которой бойфренд разбился на мотоцикле и осталась только собака; "Киноман" Андрея Андрианова, режиссера фильма "Шпион", где артист Мерзликин играет неприкаянного фаната "Крестного отца", а его любовь к кинематографу не могут разделить ни жена, ни любовница; и, наконец, фильм-недоразумение "Зомбокалипсис"  неизвестно, с какой целью снятые двадцать минут о том, как сам автор в роли режиссера-дебютанта обсуждает с невидимой съемочной группой технические детали будущего триллера про зомби.

Конкурсная программа же начиналась с "роттердамской пары" Наталья Мещанинова Оксана Бычкова с их фильмами "Комбинат Надежда" и "Еще один год". Оба совершенно чудесные, снятые по сценариям Натальи Мещаниновой и драматурга Любови Мульменко.

"Комбинат Надежда"  что называется, русский мамблкор про жизнь норильской молодежи. Света, медсестра в горячем цехе, которой вот-вот исполнится восемнадцать, мечтает уехать к парню "на материк", а свободное время проводит со своими друзьями-гопниками, которых интересуют в первую очередь водка и шашлыки. Среди них самодеятельная рок-группа, поющая о том, как хорошеет Норильск, светин брат-фокусник, и трагическая проститутка, в свое время переспавшая с ее парнем, а теперь страдающая по женатому работнику завода. Каждый из них мечтает о чем-то большем, охотно готов это обсудить, но ничего не может сделать. И родителям, и друзьям Светы понятно, что парень ее, в общем-то, и не ждет, но верить в это она отказывается. "Комбинат Надежда" не упивается созерцанием проблемной молодежи, не пытается делать выводы об их социальном положении, а просто фиксирует ежедневную жизнь, в которой есть место надеждам, растраченным впустую. Родители (мать-актриса, отец как-то связан с металлургическим комбинатом) дарят на день рождения квартиру, а не долгожданный билет на свободу, друзья оказываются друзьями постольку-поскольку, выбраться из этого порочного круга не представляется реальным. Норильск  это состояние души, а "Комбинат Надежда"  живое, достоверное кино, снятое без формальных изысков, о попытке выбраться из внутренней тюрьмы. Матерная речь, из-за которой авторам придется фильм переозвучить, живые опущенные лица. Говорят, жители Норильска фильмом возмущены из-за того, что он якобы очерняет их город,  что ж, действительно в какой-то степени очерняет, но что поделать  чем богаты, тем и рады.

Премьеры 25-го фестиваля "Кинотавр". Часть 1 (фото 2)

Премьеры 25-го фестиваля "Кинотавр". Часть 1 (фото 3)

Премьеры 25-го фестиваля "Кинотавр". Часть 1 (фото 4)

"Еще один год" снят по тем же принципам живого, достоверного кино. Это вольный ремейк фильма "С любимыми не расставайтесь", поставленного по мотивам пьесы Александра Володина. Молодая пара  хипстерша Женя, работающая дизайнером в модном журнале и простой бомбила Егор, которого она называет дома Комар, — накануне Нового года пытаются решить насущные проблемы: чем платить за квартиру, чем поить и кормить гостей, и так далее. Ситуация осложняется тем, что Жене слишком нравятся ее новые модные друзья, а Комара они не то чтобы пугают, он просто слишком боится потерять жену в их мире, совершенно чуждом для него. Мире, надо сказать, весьма гротескном: Женя теперь перекрашивает стены в белый, ходит в универмаг "Цветной" и на концерты в "Солянку", танцует на корпоративе под Joy Division и завороженно смотрит фильмы Кшиштофа Кесьлевского. Но дело не в том, кто лучше, а кто хуже — простые люди или модные хипстеры, в фильме Бычковой такого вопроса не стоит: все одинаково плохие. Дело в том, что сохранить брак невероятно трудная задача не потому, что люди со временем перестают друг друга любить, а потому что они меняются, и когда кто-то в паре находит свое новое "я", второму оказывается невероятно трудно перестроиться, предложить что-то, кроме себя самого. Но просто быть самим собой уже недостаточно, траектории молодых людей неизбежно расходятся, и страшно что-то в себе изменить. Как и в фильме Павла Арсенова, Бычкова концентрируется на истории двух людей, сжимая весь мир до их отношений и заодно придумывая новый мир, объемный, живой, достоверный, живущий настоящим. В результате "Еще один год" оказывается отличным зрительским ромкомом, как и "Комбинат Надежда", в какой-то степени о невозможности (и нежелании) выбраться из определенного внутреннего состояния. Это, в какой-то степени, можно считать лейтмотивом всего фестиваля.