Олаф такой же смешной, но кое-что не так: мы посмотрели «Холодное сердце — 2», и вот что о нем думаем
Изгнав Ханса на Южные острова, две сестры Эльза и Анна правят сказочным Эренделлом без какого-либо намека на мужское присутствие (олень Свен и снеговик Олаф не в счет). Безмятежность в стране победившего сестринства нарушает только розовый туман, из которого старшая Эльза слышит странные напевы. Облака цвета сахарной ваты превращаются в крышесносный ураган, вынуждая подданных двух королев убежать от непогоды на вершину горы. Чтобы вернуть спокойствие в королевство, Эльза и Анна по зову сердца решаются на экспедицию в мрачный лес. Там их ждет много неприятных открытий, а нас — новая глава в романе под названием «Диснеевский ревизионизм». С размахом отпраздновав победу феминизма в 2013 году, мультик «Холодное сердце — 2» обращается к другим социальным темам, изрядно теряя то, за что все так полюбили первую его часть, — легкость изложения и свежесть взгляда.
«Холодное сердце» вышло в прокат шесть лет назад и собрало внушительную кассу — почти 1,3 миллиарда долларов. Отказавшись от троп, по которым киностудия ходила десятилетиями, американские сказочники начали прокладывать новые, и мультфильм «Холодное сердце» был той самой сказкой нового поколения. Через год после него вышел фильм «Малефисента», рассказав о судьбе одной из самых известных злодеек в сказочной вселенной Уолта Диснея. Предполагалось, что даже самая злая волшебница может быть какой угодно плохой и неприятной, однако мотив ее злобы — а в случае с «Малефисентой» это разбитое мужчиной сердце — ставит под сомнение феминистскую концепцию картины. Эльзой и Анной двигает не желание мести неверным мужчинам, а искренняя сестринская любовь, но и тут не обошлось без стратегического просчета: 59 процентов всех реплик (и, соответственно, экранного времени) в «Холодном сердце» принадлежит персонажам мужского пола. В общем, такая себе победа экранного феминизма.
Но кроме обвинений в тиражировании заскорузлых гендерных стереотипов («Все девочки должны носить платья и ждать прекрасного принца, который спасет их из башни»), киностудии часто доставалось за европоцентричность. И тут с обвинениями поспорить трудно: неевропейской внешностью (хотя бы по сюжету) до недавнего времени обладали только Жасмин, Мулан и Покахонтанс. Только в 2010 году на экраны вышла киносказка «Принцесса и лягушка» с первой темнокожей принцессой Тианой, а в 2016-м — основанная на полинезийских мифах «Моана». В «Холодном сердце» обе принцессы выглядят как типичные жительницы Западной Европы и светлокожее население США. Их вынужденное путешествие — расплата нынешнего поколения Эренделла за преступления старшего, уже ушедшего. И мотивы этих злодеяний ясны как лед, что выходит из-под рук Эльзы, — ксенофобия и неприятие любой инаковости.
Несомненно, жители того леса в «Холодном сердце — 2» воплощают этнических американцев, порабощенных английской колонизацией. Но ровно о том же самом порабощении говорили почти 25 лет назад, когда на экраны вышла первая часть «Покахонтас». Вероятно, эту канву можно было расширить с помощью сюжетных линий, посвященным людям, о которых гигант анимации еще не снимал мультфильмы, — но этого, увы, не случилось. И затем, чтобы эмансипировать пораженных в правах героев, им стоило бы дать волю, а в сценарии придумать хоть какие-то влияющие на сюжет решения.
Видим ли мы сильных лидеров среди лесных жителей? Нет, почти все бесцельно шатаются по лесу. Сюжет двигают только местами неотличимые сестры, и их приключение, разумеется, заканчивается хеппи-эндом. Все мирятся и начинают жить в согласии, но чья это заслуга? Конечно, исключительно сестер. Эльза и Анна возвращают любовь и спокойствие, как будто только утверждая миф о всесилии и всемогуществе белых угнетателей.
Переосмыслять и критиковать то, что раньше даже обсуждать было не принято, — здоровая тенденция сегодняшнего кино. И неважно, идет ли речь только о студии Disney или кино в общем. Феминистский посыл «Холодного сердца» в сиквеле остался на месте: отношения Эльзы и Анны — все еще тот самый пример сестринства, чью победу праздновали с выходом первого мультика. В «Холодном сердце — 2» между ними нет ни тени какого-либо конфликта, их взаимная любовь абсолютна и непоколебима. Но при этом сиквел мультика — тот случай, когда здоровый ревизионизм превращается в карикатурную революцию со свержением одних и обязательным воцарением других, как будто сама идея чьего-либо доминирования настолько важна и необходима.
Мужские персонажи, среди которых нет ни одного злодея (спойлер: среди живых мужских персонажей), написаны карикатурно, если не сказать механически. Хоть как-то влияющих хоть на что-то среди них немного: если не считать Олафа (у которого в «Википедии» есть собственная страница, где среди прочего написано, что смешной снеговик — обладатель мужского гендера), то остается только Кристофф — растяпа из первой части сказки. Наверное, в феминистском мультфильме мужчины, что называется, могут «не отсвечивать», но при этом помогать женщинам двигать сюжет. Что происходит с Кристоффом? Он мучается только одним вопросом: как сделать предложение любимой Анне. Терпя неудачу за неудачей, его начинание оборачивается успехом — но при этом совершенно непонятно, почему Анна, разделавшись со всеми демонами прошлого, не может предложить руку и сердце любимому мужчине сама. Получается, что, отказавшись от концепции заточенной в башне принцессы, мы все еще не можем отказаться от другого гендерного стереотипа: брак должен предлагать только мужчина — даже если он такой тюфяк, как Кристофф.
Есть ощущение, что мультфильм «Холодное сердце — 2» был вдохновлен только коммерческим успехом первой части. Сюжет сиквела кажется придуманным наспех, будто перед сценаристами стояла задача «переосмыслить что-нибудь, да поскорее». Большая часть героев кажется ненужной, а сказочная музыка и песни, что звучат к месту и не к месту, — слишком слащавыми. Вместе с этим Олаф все такой же смешной, королевство Эренделл — все такое же красивое, а магия Эльзы, особенно если смотреть на нее в 3D-очках, — все так же завораживает. В детсткие головы этот мультфильм обронит несколько хороших идей. Другое дело, что взрослым — особенно тем, кто чувствителен к острым вопросам сегодняшних реалий, — увиденное не покажется откровением, пусть даже и по-детски наивным.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7