«Призрак в доспехах» плохо стартовал в США — за первые выходные фильм собрал только 19 миллионов долларов. Для сравнения: «Люси», другой боевик со Скарлетт Йоханссон, собрал за первый уик-энд 43 миллиона долларов. Критики от голливудской версии манги тоже не в восторге: рейтинг на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 43 %, а на Metacritic — 53/100.
Все говорит о том, что вечернему походу в кино стоит предпочесть ностальгический марафон по классике киберпанка. Buro 24|7 вспоминает лучшие образцы жанра.
02
/
07
«Матрица»
Если хотите увидеть настоящую экранизацию «Призрака в доспехах», то она перед вами. Вачовски позаимствовали из аниме Мамору Осии не только зеленые бегущие строчки и сочный рапид, но и некоторые сцены, что можно считать своеобразным поклоном японскому гению. Когда режиссерский дуэт предлагал «Матрицу» разным киностудиям, «Призрак в доспехах» использовался в качестве главного референса. Тем не менее идейная начинка у фильма Вачовски абсолютно иная — вместо восточных рассуждений об искусственном интеллекте «Матрица» использует философские наработки Платона и Жана Бодрийяра.
Что почитать:Жан Бодрийяр «Симулякры и симуляция», Платон «Диалоги»
03
/
07
«Бегущий по лезвию»
Экранизация романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» по своей проблематике гораздо ближе к «Призраку в доспехах», чем «Матрица». Фильм Ридли Скотта полностью концентрируется на изучении границы между человеком и машиной. Это не просто неонуар-детектив, но целое экзистенциальное расследование, где андроидом может оказаться кто угодно — даже главный герой Рик Декард. Поклонники «Бегущего по лезвию» уже несколько десятилетий спорят, является ли персонаж Харрисона Форда репликантом. Однозначный ответ мы, видимо, получим в сиквеле Дени Вильнева, который выходит в прокат уже в этом году.
Что почитать: Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Рене Декарт «Рассуждение о методе», Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
04
/
07
«Джонни Мнемоник»
Важнейший для понимания жанра фильм, снятый по сценарию Уильяма Гибсона — основателя киберпанка в литературе. Картина рассказывает о Джонни Мнемонике (Киану Ривз) — курьере будущего, который перевозит информацию в собственной голове. Без отсылок к японской анимации здесь тоже не обошлось — в одной из сцен на экране можно заметить аниме «Синдзюку — город-ад».
Что почитать: Уильям Гибсон «Нейромант»
05
/
07
«Видеодром»
Дэвид Кроненберг — мэтр как биопанка («Муха»), так и киберпанка («Экзистенция»). Из всех его работ статус культовой приобрел именно «Видеодром» — картина о разлагающем влиянии телевидения. Фильм актуален и сегодня: рост насилия на экране, промывание мозгов всевозможными телегуру и городские легенды о подпольных трансляциях живы по сей день.
Что почитать:Маршалл Маклюэн «Понимание Медиа: внешние расширения человека»
06
/
07
«Газонокосильщик»
Миф о том, что ресурсы человеческого мозга задействованы только на 10%, чрезвычайно стойкий — уже упомянутый фильм «Люси» тоже построен именно на нем. «Газонокосильщик», снятый под впечатлением от произведений Стивена Кинга и Дэниела Киза, рассказывает об экспериментах очередного врача с неоднозначным отношением к медицинской этике. Доктор Анджело делает умственно отсталому газонокосильщику инъекцию, что приводит последнего к небывалому интеллектуальному скачку. Казалось бы, киберпанк здесь ни при чем, однако вскоре безобидный подопечный Анджело переносит свой разум в виртуальную реальность и превращается в настоящего постчеловека. Кстати, изначальное названием фильма было более говорящим — «Кибернетический бог».
Что почитать:Грег Айлс «По стопам Господа»,Стивен Кинг «Газонокосильщик», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
07
/
07
«Странные дни»
Еще до того, как Кэтрин Бигелоу получила «Оскар» за «Повелителя бури», она сняла киберпанк-триллер «Странные дни» по сценарию своего бывшего мужа Джеймса Кэмерона. В нем опять же поднята тема, чрезвычайно близкая «Призраку в доспехах», — подделка воспоминаний и ощущений. В ее альтернативном будущем 1999 года стала возможна запись памяти на цифровые носители: с помощью специального прибора можно пережить чужой опыт как свой собственный.
Что почитать: Поль Рикер «Память, история, забвение»