Нацисты, нарциссы и яблоки: лучшие фильмы Московского кинофестиваля
Накануне закончился 43-й Московский кинофестиваль, его победителем стал румынский фильм «#Засранка». BURO. посмотрело не только конкурсную, но и другие фестивальные программы и выбрало фильмы, выхода которых в онлайн и обычных кинотеатрах стоит дождаться.
«ПОСЛЕДНЯЯ «МИЛАЯ БОЛГАРИЯ» (ОСНОВНОЙ КОНКУРС)
Единственный российский фильм, который в этом году участвовал в основном конкурсе ММКФ. «Последняя “Милая Болгария”» Алексея Федорченко получила «Серебряного Георгия» за режиссуру. Логика жюри понятна: Федорченко снял фильм по практически не поддающейся экранизации повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Зощенко (в фильме появляется под именем Семёна Курочкина, одним из своих литературных псевдонимов) совершает путешествие в прошлое, где пытается найти причину своих неврозов — автор гомерически смешных фельетонов и рассказов всю жизнь страдал от тяжелой депрессии. Его линия перемежается с выдуманной линией селекционера Леонида Еца, который во время войны оказался в эвакуации в Алма-Ате. Режиссер определяет жанр фильма как «психоаналитический детектив», но «Последняя “Милая Болгария”» скорее трагикомедия, наполненная яркими образами, пахнущая свежим яблоком. Как и прошлые фильмы Федорченко, это очень обаятельное фантазийное кино, в котором реальность и вымысел неразделимы.
Выйдет ли в прокат в России:
Да, но дата пока не объявлена.
«СВЯТОЙ НАРЦИСС» (ПРОГРАММА «МОЛОДЫЕ И КРАСИВЫЕ»)
Новая работа скандального канадского режиссера Брюса Ла Брюса полностью соответствует названию программы «Молодые и красивые». Главный герой Доминик (Феликс-Антуан Дюваль) молод и красив и прекрасно это знает. Когда умирает его бабушка, единственный близкий человек, он отправляется на поиски своей пропавшей матери и скоро узнает, что у него есть брат-близнец Дэниел (также Дюваль). Доминик уже давно влюблен в себя, а Дэниел как две капли на него похож.
От первого кадра (обтянутой тугими джинсами промежности Доминика) до последнего (звучит песня с рефреном «Family affair») — это совершенно хулиганское кино. «Святой Нарциссе», вероятно, оскорбит чувства и вкус многих зрителей. Но той свободой, с которой Ла Брюс снимает кино, невозможно не восхититься.
Выйдет ли в прокат в России:
Неизвестно.
«ШПЕЕР ЕДЕТ В ГОЛЛИВУД» (ПРОГРАММА «СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ»)
«Герра Бахмана» привезли на Московский фестиваль с последнего Берлинале, где фильм получил одну из главных наград. Немка Мария Шпет сняла трехчасовое документальное кино про то, как учат детей мигрантов в школе в маленьком немецком городке — казалось бы, темы скучнее не придумаешь. Но ее фильм оказался увлекательнее многих игровых: никаких говорящих голов и скучных рассуждений про педагогику — только дети, очень обаятельные, с одной стороны, и их учитель, смешной неформал Герр Бахман — с другой. Бахман не только правит своим ученикам грамматику (многие дети плохо говорят по-немецки), но и рассказывает о том, каким должно быть общество, где люди разного пола, религии, происхождения и сексуальной ориентации равны. Для своего класса он не только учитель, но и наставник: и с родителями поговорит, и в сложной ситуации поможет. Документальное кино часто дает неутешительные прогнозы на будущее, «Герр Бахман и его класс» в этом смысле исключение: человек человеку товарищ (по школьной парте), светлое будущее возможно, и для того, чтобы туда попасть, надо только научиться принимать друг друга.
Выйдет ли в прокат в России:
Неизвестно.
«ЛЕС, Я ВИЖУ ТЕБЯ ВЕЗДЕ» (ПРОГРАММА «8 ½ ФИЛЬМОВ»)
Еще один участник последнего Берлинале, «Лес» венгра Бенедека Флигауфа состоит из нескольких не связанных между собой новелл. В каждой из них два-три героя ведут разговор на какую-то важную тему — чаще всего о смерти. Девочка показывает на планшете презентацию об одном трагическом дне, парень рассказывает подружке про случай на пляже, пара обсуждает, почему у них нет детей. Это камерное кино, снятое в тесном пространстве квартир, почти целиком состоящее из крупных и сверхкрупных планов (на них лица и руки, иногда дверные проемы), от которого не оторваться. Актриса Лилла Кизлингер, сыгравшая в одной из новелл, получила в Берлине приз за лучшую роль второго плана.
Выйдет ли в прокат в России:
Неизвестно.
Бонус-треки:
Еще три фильма и один сериал, которые мы советуем посмотреть.
«РАВНОДУШНЫЕ» (ОСНОВНОЙ КОНКУРС)
Итальянец Леонардо Гуерра Сараньоли экранизировал роман своего соотечественника Альберто Моравиа. Буржуазная семья из Рима, мать (Валерия Бруни-Тедески) и двое взрослых детей, стремительно нищает после смерти отца. Мать надеется на помощь своего богатого любовника, он присматривается к их шикарной квартире — последнему, что у них осталось. «Равнодушные» получили на Московском кинофестивале приз зрительских симпатий.
Выйдет ли в прокат в России:
Неизвестно.
«СЛУЧАЙНОСТЬ И ДОГАДКА» (ПРОГРАММА «8 ½ ФИЛЬМОВ»)
Еще одна картина, попавшая в Москву с Берлинского фестиваля — там она получила Гран-при жюри. «Случайность и догадка» (ранее название переводили как «Колесо фортуны и удачи») японца Рюсукэ Хамагути состоит из трех новелл, герои которых в разговорах с близкими и незнакомцами вдруг обретают взаимопонимание и душевный покой. Один из лучших фильмов года. Подробнее о нем мы писали здесь.
Выйдет ли в прокат в России:
Неизвестно.
«ЯБЛОКИ» (ПРОГРАММА «ЭЙФОРИЯ ИЗОЛЯЦИИ»)
Фильм из программы «Эйфория изоляции», которая в этом году посвящена эпидемиям и их последствиям. В «Яблоках» эпидемия необычная — амнезия. Люди на улицах Афин забывают, кто они, — среди них и главный герой фильма (Арис Серветалис). Когда он пытается выяснить, кем он был раньше и у него не получается, ему дают фотоаппарат и отправляют на программу восстановления личности, разработанную для таких, как он. «Яблоки» снял Христос Нику, один из представителей греческой «новой волны», работавший в прошлом с ее лидером Йоргосом Лантимосом.
Выйдет ли в прокат в России:
Да — 24 июня.
«НЕМЦЫ» (ПРОГРАММА «ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ДУБЛЬ ВТОРОЙ»)
Сериал от НТВ и нового онлайн-кинотеатра Kion про оппозиционного журналиста из провинции, который переметнулся во власть — стал пресс-секретарем мэра. Экранизация одноименного романа Александра Терехова про то, можно ли оставаться собой, постоянно идя на компромиссы с совестью.
«Немцы» доступны в онлайн-кинотеатре Kion.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7