Поиск

\"Друзья\" Луи Гарреля: о них и о нас

"Друзья" Луи Гарреля: о них и о нас

Париж, друзья, девушка

Текст: Денис Катаев

Денис Катаев посмотрел фильм «Друзья» — режиссерский дебют Луи Гарреля — и теперь делится впечатлениями

В прокат вышел дебютный полнометражный фильм Луи Гарреля. На самом деле даже странно, что это случилось только сейчас. Молодой и прекрасный актер мало того, что представитель известной французской кинематографической династии, так еще прослыл интеллектуалом и киноманом. Момента, когда Гаррель окажется в режиссерском кресле, все ждали давно. Первую попытку трансформации актер предпринял еще в 2008 году с короткометражкой «Мои друзья». И вот спустя несколько лет выпустил уже полную версию этой истории, премьера которой, конечно, состоялась на родном для него Каннском кинофестивале, правда, в параллельной программе «Неделя критики». Надо признать, многие кинокритики через губу говорили про это кино, мол, ну что нам ваш Гаррель, с ним все и так понятно. К тому же обилие французских картин в различных секциях Канн в прошлом году тоже не сыграло на руку фильму, французская гегемония была очевидна, и потому, конечно, «Друзья» затерялись в насыщенной жизни на Круазетт.

"Друзья" Луи Гарреля: о них и о нас (фото 1)

"Друзья" Луи Гарреля: о них и о нас (фото 2)

Но в нашем прокате «Друзья» точно не пройдут незамеченными. Французские романтические комедии у нас любят исторически, это зашито в генах. А Луи Гаррель, насмотревшись «папиного» кино, именно это и предлагает — легкую ироничную историю про типичный любовный треугольник. Уж сколько их упало в эту бездну: вспоминаются и те же «Мечтатели» Бертолуччи, и многие фильмы Филиппа Гарреля, и «Все песни только о любви» Оноре (он, кстати, соавтор сценария «Друзей»), и даже новые размышления на тему «Воображаемых любовей» дерзкого Ксавье Долана. Только у Луи все еще нарочито старомодно, как и он сам, все в духе французского кино прошлого века, отцовской «новой волны». Его герои — два друга, такие же неудачники, как персонажи Жерара Депардье и Пьера Ришара из комедий нашего детства. Один — ловкий герой-любовник, философ и начинающий писатель, которого играет сами понимаете кто, а второй — его антипод, бородатый увалень-невротик, зарабатывающий на жизнь, играя в массовках. Оба влюбляются в одну девушку: ее однажды случайно встретил на вокзале Винсент — тот, что чувствительный и нервный. Это, может, было бы слишком угрюмое проходное кино, не добавь Гаррель социальной проблематики.

"Друзья" Луи Гарреля: о них и о нас (фото 3)

«Друзья» — политкорректная и очень актуальная для сегодняшней Франции лента. Прямо в точку, особенно на волне последних событий. Ведь победил же на Каннском кинофестивале фильм «Дипан» Жака Одиара про иммигрантов, которые как могут пытаются интегрироваться во французское общество. Вот и здесь у Гарреля — молодая героиня, ссорящая двух друзей, прекрасная восточная красавица. Ее играет Голшифте Фарахани, известная по ролям в фильмах Ридли Скотта и Джима Джармуша иранская актриса, теперь живущая в Париже и добавляющая так красящий фильм этнический колорит в порыве своих танцев. С ней по сюжету что-то не так, есть тайна, которую она никак не хочет раскрывать своим ухажерам. Зрители, впрочем, узнают о ней сразу же, в первых кадрах. Преградой на пути становится пенитенциарная система: Мона досиживает срок, так что днем ее отпускают на работу на вокзал, а вечером она, как Золушка из замка, должна исчезать из Парижа, чтобы вернуться в камеру, — но как такое объяснить горе-любовникам. 

«Друзья» Гарреля выглядят как поклон любящего сына, адресованный старшим. Оммаж всему французскому кино, его ценностям и традициям, которые были заложены еще тогда, в бурные революционные шестидесятые, идеалами которых до сих пор, как и сам Луи, живет современная молодежь, — из этого и рождаются красивые шедевры про прописные истины. А в данном случае это поэтическое и хрупкое, местами неуклюжее, но в целом довольно ироничное высказывание о дружбе, которая, конечно, оказывается высшим проявлением любви, намного важнее каких-то внезапных страстей. В мире всего передового и современного, в мире хардкора и клипового сознания, в мире переизбытка информации иногда так важно остановиться и хотя бы на полтора часа оказаться в чем-то очень уютном и знакомом. И именно такое кино снял Луи Гаррель — близкое и понятное каждому. А главное — очень честное и личное: когда Гаррель в прошлом году приезжал в Москву, все рьяно стремились с ним познакомиться, и, думаю, лучшего способа сделать это, чем посмотреть «Друзей», пока, наверное, и нет.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7