"Эверест — это метафора": Джейсон Кларк и Джейк Джилленхол о съемках одноименного фильма
Реальная история
Лента исландского режиссера Бальтасара Кормакура открывала Венецианский кинофестиваль, а теперь добралась и до российского проката. Это история покорения Эвереста, самой высокой в мире горы, которая вместо триумфального восхождения оборачивается крахом. Сюжет не выдуманный: весной 1996 года коммерческие группы действительно пытались подчинить себе природу — без особого на то опыта, но под предводительством бывалых альпинистов. Стихия решила внести в эти планы коррективы: на спуске их накрыл буран, а дело закончилось трагедией. И как бы ни были опытны и ловки руководители экспедиций (их-то и играют Джейсон Кларк и Джейк Джилленхол) никакие навыки не смогли спасти их жизни. Мы решили спросить актеров о том, что для них значит Эверест, как проходили съемки и как они к ним готовились.
Джейк Джилленхол об Эвересте:
«Эверест — это также и метафора. Я запомнил это еще с малых лет — дети и взрослые используют его в переносном смысле, чтобы описать свои мечты и устремления, но некоторые люди воспринимают эту метафору буквально и пытаются достичь вершины. Это так похоже на жизнь — почти невозможно, но каким-то образом у тебя получается».
Джейсон Кларк об Эвересте и о том, почему образ горы так поражает воображение:
«Это самая высокая точка Земли. Выше нее нет ничего. Пропажа Мэллори и трагедия 1996 года — два самых значимых события в истории покорения Эвереста. Мэллори был первым, кто предпринял попытку подняться на вершину. Возможно, он этого так и не сделал — во всяком случае, предполагается, что он не дошел до конца, — и тем не менее долгое время считался первопроходцем. А 1996-й год отличился началом коммерческих экспедиций на гору, и мы знаем, что из этого вышло».
Джейк Джилленхол о фильме, героях и подготовке к съемкам:
«Поскольку этот фильм основан на реальных событиях, я считаю, в нем есть определенная ценность — все произошедшее изображено с должной ответственностью. В нем есть чувство долга по отношению к тем, кто погиб в той экспедиции, и дань уважения тем, кто ее пережил. Мы постоянно держали это в голове, когда снимали фильм, особенно это касается главных героев. Причины их поступков четко определены, потому что мы хотели изобразить участников экспедиции такими, какими они были, а они все были хорошими людьми. Истории часто требуют, чтобы в них были герои и их враги, потому что это создает необходимое напряжение. Скотт Фишер (герой Джилленхола. — Прим. Buro 24/7) в предыдущих трактовках этой истории выставлялся злодеем, хотя он вовсе не был таковым. Что интересно, люди ищут причину того, почему члены команды зашли так далеко, но я считаю, что они сделали это просто потому, что были превосходными альпинистами».
Джейсон Кларк о выездной съемке:
«Она изменила все. Впервые мы все встретились в Лондоне — и можно было ощутить некую отчужденность, смешанную с тревожным ожиданием: некоторые из нас были очень взволнованы, по понятным причинам. Затем мы разъехались по домам в разных частях света на Рождество и встретились вновь уже в Катманду. Мы почувствовали, что находимся в незнакомом, чуждом нам месте, едва приземлившись в аэропорту. А затем начались съемки, которые не были похожи на обычные будни. Это так здорово — общаться на высоте 14 тыс. футов. Мы делали то, что любим больше всего, в совершенно новом месте».