7 друзей моушена: как в нулевые снимали клипы Земфиры, Децла и Гурченко с Моисеевым
Искусство видеоклипов на телевидении появилось в позднесоветские годы, зацвело в эпоху «Музобоза» в 1990-х, а пика достигло, когда возникли «Муз-ТВ» и MTV Россия. Но если сами клипы были витриной волшебного мира и окном в гламурную жизнь, то их съемки выглядели как сталелитейные фабрики или полигоны тяжелой техники. Можно представить, какое напряжение царило на съемочной площадке с палящими софитами и камерами, непрестанно глядящими в артистов, когда музыкальные видео еще смотрели по телевизору, а не доставая из кармана миниатюрный телефон. По просьбе BURO. телепродюсер и клипмейкер Ирина Миронова, которая работала с Пугачевой, Земфирой и другими значимыми поп-звездами нулевых, прокомментировала фотографии со съемок своих роликов.
Децл «Уличные псы» (2001)
Ноябрьская погода будет радовать теплом, но не сухостью. Поэтому самое время купить непромокаемый тренч: в этом сезоне на первых страницах трендбука не классические варианты, а деконструированные, разноцветные или дополненные контрастной отделкой. Последние есть в осенне-зимней коллекции итальянского бренда Ereda, представленного в бутике «Кашемир и шелк»: подкладка, лацканы и внутренняя часть плаща выполнены из меха с коротким ворсом и леопардовым принтом. Тот же орнамент украсил сумку Zanellato Postina. Остальные его элементы пусть будут менее броскими: это, к примеру, однотонный свитер, расклешенные джинсы и черные казаки, которые позволят не перепрыгивать лужи, а горделиво ходить прямо по ним.
Децл «Уличный боец» (2001)
«Посмотрите на эту фотографию! У Кирилла взгляд совершенно беззащитного ребенка, казалось бы, не разобравшегося, куда он попал и что ему делать. С этим взглядом он не расставался никогда. Так Кирилл смотрел на жизнь — обескураженными детскими глазами. И когда по сюжету клипа он должен был бить по боксерской груше, его взгляд оставался таким же. Кирилл бил с максимальной силой, но все это у него выходило очень трогательно.
На картинке, кстати, мои руки — я поправляю ему шелковый капюшон. Кирилл постоянно ко мне подходил, и я сама ему все застегивала. Для него было важно, чтобы это делала именно я, хотя рядом были костюмеры и менеджеры площадки. Капюшон должен был придавать ему брутальный вид, хотя по фотографии так и не скажешь. Он очень долго сходился с людьми и практически ко всем относился настороженно. Ему необходимо было оставаться в поле моего зрения, чтобы я могла полностью контролировать мир, в котором он находится. На съемках одного из клипов он даже от усталости уснул под моим режиссерским столом, чтобы просто быть рядом и чувствовать, что все под контролем».
Людмила Гурченко и Борис Моисеев «Петербург-Ленинград» (2004)
"Наряд Людмилы Марковны для этого клипа был выбран нами в салоне на Кутузовском проспекте в студии Юдашкина, который выступил дизайнером видео. Парик предложен мной — нужна была прямая челка и каре, чтобы взять ее выразительное лицо в раму. Для этого же мы обрамили все крупные планы в клипе — необходимо было акцентировать внимание на лице Гурченко как на шедевре искусства. Мы применяли несколько образов: она в том числе танцевала в роскошном платье с драгоценными камнями весом более 10 килограммов, при этом ее движения были легкими, как перышко. Мы мерили это платье в салоне в присутствии нескольких помощников; Людмила Марковна, не дожидаясь, пока из примерочной выйдут лишние люди, полностью сняла с себя всю одежду и оказалась в одних прозрачных телесного цвета колготочках, даже без нижнего белья. Это зрелище я не забуду: будто Венера Милосская с горчичным пластырем на шее от простуды и в тонких колготках. Точеная фигура от щиколоток до макушки, удивительной красоты стан. У меня отвисла челюсть — я просто не могла оторвать взгляд.
Борис Моисеев был в этом клипе настоящим джентльменом, и если не брутальным, то мужественным героем. Он продемонстрировал какие-то новые, но вполне ему присущие мужские качества: сдержанность, скупую эмоциональность. Он все вобрал в себя и дал возможность блистать Людмиле Марковне. И на этой фотографии он в состоянии спокойной уверенности человека с определенно мужским полом».
Линда, съемки в рамках проекта «35 звезд на 35 мм» (2005)
«В 2006-м я в качестве генерального продюсера проводила ребрендинг Муз-ТВ, в рамках этого были произведены множественные короткие ролики с разными артистами. Этот концепт можно было назвать „Репетицией оркестра“ по Феллини: в одном пространстве собрались совершенно разные личности, представители разных жанров. Линда для меня и всех была закрытым персонажем — сама в себе, как матрешка. Но не в хохломе и гжели, а в суперсовременном варианте. Ее образ был очень ярким: огненно-ржавые волосы, горящие, как раскаленное солнце. Линда же художница; мне кажется, ее мозг нон-стопом выдаёт арт-образы, метафоры, поэтому хотелось обрамить её голову красным огненным шаром, при этом не потерять глаза. И мы их визуально увеличили: пришлось наклеивать ресницы, чтобы они казались гигантскими, против чего она сильно возражала. Для нее накладные ресницы были элементом театральных актрис, девочек из кабаре. Но такой человек, как Линда, не может отказаться от соблазна побороть предрассудки, и мы это сделали».
Сергей Лазарев «Everytime» (2006)
«На фотографии Сережа выглядит как мальчишка, который забрался в курятник и что-то там шалит. Такой он и есть: легкий, поэтому может позволить такие жесты, и знает, что прекрасен во всех своих проявлениях. Понятно, что здесь совмещено несколько фотографий, несколько экспозиций для того, чтобы уплотнить мир, который его окружает».
Земфира «Трафик» (2001)
«Мы быстро договорились, что и как снимать, а о том, как должна выглядеть Земфира и во что она должна быть одета, мы совещались долго. Я предложила дубленку как метафору теплой души: ее внутренний мир в тепле, голова на холоде. В кадре идет снег, и это — элемент обстоятельств. А сама она ручки греет внутри дубленки. Ноги — в холоде, босиком, чтобы острее чувствовать эмоции. Мы выбирали из сорока пар джинсов и десяти разных дубленок, что меня крайне веселило. Но Земфира — человек тщательный и внимательный к нюансам. И дело даже не в том, что она капризничала — она давала мне как автору возможность выбрать тоже, задавала вопросы, советовалась, ждала идей. Но даже для меня это было too much: казалось, что из всех темных дубленок можно быстрее выбрать какую-то одну и не тревожиться. Но для Земфиры это было неприемлемо».
«На мой взгляд, камера — инструмент сканирования человека изнутри, а не съемка снаружи. На этом кадре Земфира заглядывает в это зазеркалье. Она сама сканирует эту камеру и этот мир, вывернув его наизнанку, и смотрит, будто она все это видела, знает и точно не проиграет в этой битве взглядов. Камера попадает в нее, а Земфира попадает в камеру и владеет ей. Для меня высшая степень артистизма — способность передать через это устройство невероятные внутренние миры, и во взгляде Земфиры есть эта способность. Внутри — мир, который можно разглядывать через глаза, как через замочную скважину или подзорную трубу, как будто бы камера смотрит в обратную сторону. Обожаю этот снимок».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7