«Женщина может создать новый Вавилон, а может устроить конец света своей энергией». Певица Manizha — о русском духе и борьбе с устоями
Певица Manizha представляла в этом году Россию на конкурсе «Евровидение» со смелым треком «Russian Woman». Ее участие и номер вызвали немало споров и восторгов еще до выступления, но Манижа манифестно заявила в своей песне, что им «не сломать меня». И свое слово сдержала. BURO. поговорило с певицей о том, кто такая настоящая русская женщина, как восприняли этот образ другие страны и какие ощущения бывают после «Евровидения».
В этом году ты выступала за Россию на «Евровидении». Когда вся шумиха поутихла, как тебе кажется, как оно прошло? Как ты в целом оцениваешь это мероприятие?
Я совершенно точно знаю, что все прошло круто. Я горжусь тем, что сделала. Горжусь своим выходом на сцену, горжусь, что у меня не дрогнул голос, я не испугалась смотреть прямо, дерзко и ярко. Я в принципе ничего не боялась, хотя причин было много. Для меня было первостепенным дать платформу и площадку для многих женщин нашей страны. Хотелось бы показать еще больше, но мы были ограничены обстоятельствами, поэтому было всего 700 женщин со мной на сцене. Немало сил и любви было вложено в этот номер всей нашей командой. Креативным создателем номера был Ладо Кватания, он же был режиссером всего контента на экранах. Круто, что впервые за очень много лет удалось сделать то, чего до этого не было никогда.
А с точки зрения личностных качеств, как конкурс на тебя повлиял?
Я стала еще более уверенной в себе. Когда я ехала туда, у меня были какие-то внутренние комплексы из разряда: «Ой, у меня английский не очень», «Ой, а я испугаюсь, вдруг там будет такая европейская команда крутая, что я рядом с ними не буду чувствовать себя профессионалом». В итоге все было абсолютно иначе. Я убедилась в том, что я такой же профессионал и не зря столько лет работала. Я убедилась в том, что я абсолютно равна, все равны (смеется). Я чувствовала глобальное принятие людьми, работниками, конкурсантами, несмотря на все политические обстоятельства, которые существуют. Их не стоит игнорировать, потому что они действительно есть и влияют на твое участие в конкурсе «Евровидение». Но я все равно чувствовала себя комфортно.
Мне кажется, что это такая русская черта — думать, что мы плохо знаем тот или иной язык. Мы, наоборот, должны гордиться, что мы знаем хотя бы какой-то второй язык помимо своего родного. Англичане, например, знают только английский язык.
Да, я знаю три языка: фарси, русский и английский. Удивительно, как в экстремальных ситуациях включается мозг и навыки коммуникации. Все конференции, интервью, а последних у нас было по 30 в день. Какие-то были пять минут, какие-то два часа. У всех иностранных СМИ был очень большой интерес к нам, как так удалось сделать, что такой месседж мог быть от России. Меня это очень обижало, потому что я в Россию верю и люблю ее. На территории Российской Федерации живет намного больше более талантливых и смелых людей, чем я. Мне очень жаль, что ни телевидение, ни европейские СМИ, ни наши СМИ их не показывают. Мы очень медленно идем к этому, к сожалению.
Если говорить именно про русских женщин — чем отличаются они от европейских? У немецких же женщин тоже есть особенности, чем они, на твой взгляд, отличаются от наших?
Я очень часто говорю, что «русская женщина» — это состояние души. На самом деле я описываю всегда очень сильную женщину, в которой энергия может создать новый Вавилон, а может его уничтожить и устроить конец света своей энергией. Я не могу отличить состояние русской женщины от любой другой, ведь мой главный месседж был в том, что Россия — многонациональная страна. Я тоже являюсь многонациональной личностью. Со времен Советского Союза эти братские народы в единстве своем достигали невероятных масштабов. Сегодня не должно быть такого деления в обществе, которое присутствует. Мой кейс как раз говорит об этом, кейс со стендап-комиком Идраком Мирзализаде тоже говорит, что мы очень сильно поделены в обществе. А если мы говорим, что русская женщина — это сильная многонациональная женщина, то, значит, это любая женщина мира. В это действительно поверило очень много людей из разных стран, особенно из Италии. По количеству прослушиваний я вижу, что европейские страны активизировались после того, как услышали этот манифест. Даже больше, чем российские слушатели.
Если смотреть по тому же Apple Music и Spotify, какая страна преимущественно слушает твою музыку?
Сейчас это, конечно, в основном Россия, но Италия, Германия и Франция догоняют. Вообще, спектр очень широкий. Нельзя измерить месседж по количеству стримов. Он получился такой многогранный, что само определение «русской женщины» стало очень популярным. Его не измерить стримами. Я знаю, что это стало настолько обсуждаемо, что не могло не заинтересовать людей. Для меня масштаб намного интереснее. Как один из показателей — да, посмотреть заинтересованность других стран. А если в целом смотреть на ситуацию в России относительно женщин, у нас за последние много лет, на мой взгляд, женщины стали активнее бороться за свои права, участвовать в каких-то мероприятиях, занимать высокие должности. Но все равно кажется, что мы еще немного отстаем.
Чего, на твой взгляд, нам не хватает? В каких сферах?
На мой взгляд, женщины и феминизм в России появились намного раньше, чем наше поколение. Женщины были очень активны в правительстве еще со времен супруги Ленина. Она в свое время пропагандировала этот вид существования — работать, женщине надо работать. Тогда были созданы детские сады, чтобы женщина могла отдать ребенка в младшую группу и идти работать на завод. По моему мнению, масштаб сил женщины уже давно не секрет в обществе, это становится проблемой для некоторых людей. Происходит подавление от незнания своей силы. Когда тебя ограничивают в возможностях, когда тебе навязывают стереотипное мнение, какой должна или не должна быть женщина. Мужчины и женщины похожи. Мы похожи по той простой причине, что мы, как любой другой человек, хотим жить и выживать. Быть счастливыми, красивыми и успешными. Я считаю, что условия для этого должны быть равными, что в мужском коллективе для достижения успеха женщина не должна что-то доказывать. Это делает тебя только более агрессивной.
У тебя есть трек «Ваня». Насколько я поняла, это композиция такая обобщенная, о таком русском простом Ваньке со всеми его стереотипами и качествами. Как бы ты описала его, не прибегая к строкам из песни?
Во-первых, нужно знать обстоятельства. Я написала эту песню в Лос-Анджелесе, во время своей первой поездки в этот город. Это была моя мечта, и я столкнулась с этим очередным стереотипом, что «господи, это “Аллея славы”, Голливуд, я добьюсь этого». Вот этот Ваня, который приезжает, не знает языка, старается. Все, что он делает, — это, по сути, теряет свою идентичность. Ванечка отрицает свой русский акцент в английском. Все, что он может сказать, — «truth is your sila». И это будет круто, потому что для меня прообраз Вани — это Сережа Бодров. Когда ты посмотрел фильм «Брат», приезжаешь в Америку и понимаешь, какой дух русского человека внутри этого всего. И понимаешь это глубокое разочарование. Что все не будет так, как ты это в голове себе придумал. И вот этот Ванька-дурак, который понадеялся на себя и у него не получилось. Потом же отстоял свою правду, понял в конечном итоге, когда все потерял, что «правда» — это и есть сила. Что это единственное, что у нас есть, и это единственное, что можно потерять.
А вот ты много экспериментируешь с музыкой, и тот же трек «Ванька» у тебя записан на нескольких языках. Почему было принято решение сделать его таким?
Потому что я сама такая. У меня в семье все говорят на разных языках, и мы bilingual. Моя младшая сестра училась во Франции, живет там сейчас и уже работает. Когда мы с ней вдвоем или с ее друзьями-французами, которые в прошлом иммигранты, говорим на трех, иногда на четырех языках. Моя сестра знает четыре языка. Конечно, сначала я всегда смущалась, но со стороны увидела и поняла, как классно это звучит. Я же не всю жизнь так разговариваю, я говорю одно слово на таджикском, второе слово на русском, третье на английском. Почему я так раньше не делала в музыке? Опять же, я тот же самый Ваня, который стеснялся признаться себе в этом навыке. Сейчас для меня он первостепенный, доставляет огромное удовольствие в музыке. Нужно было время, чтобы к этому прийти.
Сегодня ты будешь выступать на «Столице закатов» с Кириллом Рихтером в честь 800-летия Нижнего Новгорода. Это какая-то коллаборация, разовая история или вы планируете дальше вместе гастролировать?
Дело в том, что мы с Кириллом уже достаточно давно дружим, у нас уже был совместный концертный опыт в Москве. Изначально в Sound Up думали, кого позвать, Кирилл сказал, что хочет с Манижей. Мы созвонились, договорились, что сначала сыграет программу Кирилл, потом мы совместно сыграем несколько композиций, а потом будет моя часть. Планируем ли мы дальше это делать? Не знаю. Возможно, когда-нибудь. У нас с Кириллом все по любви. Если нам интересно, мы будем это делать. Поэтому все возможно.
Какие планы у тебя на будущее? Я понимаю, что загадывать, тем более сейчас, во время пандемии, — это тяжело, но все же.
Я очень адаптировалась к этому времени, прекрасно себя чувствую в нем и работаю над всем, что мне нужно. Для меня сейчас нет никаких границ, их больше не существует благодаря всем тем событиям, которые со мной происходили за этот год. Я очень активно сейчас работаю с аудиторией, расширяя ее масштаб, влюбляя ее в русскую культуру. Готовлю очень классный альбом, который мне в первую очередь доставляет большое удовольствие.
А там будут треки с каким-нибудь иностранными артистами?
Да. Но с какими — это пока тайна.
Часто бывает что некоторые музыканты обожают слушать свое творчество, кто-то наоборот. Две недели назад к нам на фестиваль «Столица закатов» в Нижний Новгород приезжал Imanbek и сказал, что свою музыку он не особо слушает, то есть в машине включит что-то другое, в автобусе лучше поспит. Как у тебя с этим?
У меня всегда так: я пишу песню и первую неделю слушаю ее бесконечно, пока создаю. Когда я уже все готово, больше не слушаю. Так как я очень активно гастролирующий артист, я часто исполняю эти песни — в это время ты не можешь их слушать, не потому, что тебе не нравится, просто ты отдаешь душу во время их исполнения. Это как на свои «голые» фото смотреть, мне кажется, то же самое. Кто-то любит свои «голые» фотки, но мне кажется, что это не очень. Это странно, их прикольно один раз посмотреть, но потом уже как-то не то. Во время исполнения песни ты, по сути, тоже обнажаешься и демонстрируешь свою «наготу» слушателю.
Какая из твоих композиций на данный момент у тебя самая любимая?
Она пока не вышла, но она очень сильно трогает, называется «Now or never», «Сейчас или никогда». Она прям про меня. Релиз будет скоро, в коллаборации с иностранными музыкантами и артистами, поэтому я возлагаю на нее много надежд.
Можешь тремя словами писать сильного человека? Какими качествами он должен обладать на твой взгляд?
Я для себя давно поняла, что сильный человек — это тот, кто не боится своих слабостей, который не считает, что слабость — это его преграда. Нужно это признать и сказать себе: «Да я это не умею, но я смогу». К примеру, я не могу много говорить на идеальном английском, но могу говорить на двух языках одновременно. Поэтому здесь очень важно не возводить для себя крепости. Это никому не нужная бесполезная трата времени. Самое главное понять, что ты человек — живое существо, у тебя есть право на ошибку. И нужно понимать, что этих ошибок будет много.
Где ты чувствуешь себя как дома? Какое место ты можешь назвать своим домом?
У меня нет такого, чтобы был один дом. Есть много мест на этой земле, которые я могу назвать своим домом. Был период, когда я никогда не думала, что Москва станет одним из них, она всегда казалась мне очень разрозненной, холодной, неприветливой. А последние годы я считаю, что Москва — это мой основной дом, другого такого я не знаю. Любые горы — кавказские, таджикские, тибетские, исландские — будут для меня домом, вне зависимости от того, на каком языке вокруг меня говорят.