Поиск

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии

Подготовила: Арина Крайних

Во времена, когда иностранные лейблы и стриминговые сервисы уходят из России, музыкальные институции закрываются, а исполнители уезжают, важно говорить о том, что и кто остается. Так, работу продолжает лейбл Fancymusic, поддерживая современных музыкантов и даже способствуя появлению новых имен. Мы поговорили с его основателем Сергеем Красиным о трудностях издания музыки, свежих релизах и о том, что ждет индустрию в будущем.


«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 1)

Сергей Красин

основатель лейбла Fancymusic


Как появился Fancymusic? Чем он отличается от других лейблов?

Я с детства интересовался музыкой и даже когда-то мечтал стать диджеем. Когда я стал старше, начал коллекционировать винил. И тогда я начал собирать джазовые пластинки — именно так началось мое знакомство с джазом. И, конечно же, мне захотелось еще и разбираться в том, что я слышу. Я находил новых для себя артистов, узнавал о новых релизах и лейблах, а потом мне захотелось сделать что-то свое. При этом параллельно я строил карьеру в области финансов и консалтинга.

Однажды мне позвонил Юрий Визбор — младший, внук поэта и музыканта Юрия Визбора, а по совместительству мой одноклассник. В тот момент он учился в «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова. Юра рассказал, что хочет выпустить свою музыку, но не знает, с чего начать. Благодаря увлечению музыкой я уже тогда понимал, как записываются и издаются исполнители. Тот разговор, можно сказать, стал для меня судьбоносным. Для создания чего-то нового важна инфраструктура, некая платформа. И с точки зрения инфраструктуры в 10-х годах на российском рынке издавать записи легально было невозможно. Именно так стечение обстоятельств и случайный разговор стали предпосылками к созданию лейбла Fancymusic в 2012 году.


Fancymusic занимается новой русской актуальной музыкой. Что вкладывается в эти понятия?

Как я уже сказал, лейбл создавался в 2012 году. И тогда действительно было большое количество неизданной музыки, которую никто не слышал. Мне было важно представить российских музыкантов и композиторов — наших современников. Именно поэтому в описании лейбла было использовано словосочетание «актуальная музыка». Музыка, которая создается здесь и сейчас.

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 2)
«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 3)
«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 4)

Как происходит процесс отбора музыкантов? Есть ли какие-то объективные критерии?

Поначалу я не понимал, кого вообще издавать, и начал искать музыкантов сам. Благодаря вышеупомянутой «Седьмой студии» я познакомился с современными композиторами Митей Курляндским и Сергеем Невским. А первые джазовые артисты на лейбле — это во многом заслуга арт-директора клуба Козлова, Араика Акопяна. Дальше я приглядывался к музыкантам и понимал, строится ли у нас коммуникация, совпадают ли наши цели и взгляды.

Для плодотворного сотрудничества в первую очередь важны идея, честность и, конечно же, контакт. Если есть интерес и с одной, и с другой стороны, то я с радостью поддержу идею и вложу деньги. Я планировал набрать артистов, с которыми потом мы сможем сотрудничать на протяжении долгого времени. Так, например, в 2013 году я познакомился с композитором Антоном Батаговым. Тогда мы выпустили его альбом «Избранные письма Сергея Рахманинова». С тех пор я представляю его творческий путь как композитора и музыканта.

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 5)


Издаешь ли ты молодых артистов?

Я всегда открыт новому, поэтому на лейбле можно увидеть первые релизы артистов «не из тусовки». Я работаю как с известными композиторами, так и с ребятами из андерграунда, про которых никто не знает. Для меня, как для издателя, важно представить весь существующий на данный момент музыкальный пласт.


Ты сказал, что издаешь музыкантов на свои деньги. Почему так?

Так было всегда. С самого начала лейбл никто не финансировал. А для того чтобы запустить успешный проект, в любом случае потребуется стартовый капитал. Так вот, в моем случае капитала никакого не было. В момент, когда у меня только появилась идея создать лейбл, я работал в консалтинге. Сейчас я продолжаю работать в финансовой сфере, но это просто моя зарплата. И если меня спросят, можно ли, зарабатывая пятьдесят тысяч рублей, создать свой собственный лейбл, я отвечу, что можно.

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 6)

Однажды я подал заявку на федеральную целевую программу в Министерство культуры с предложением поддержать мой проект. Через два месяца ожидания пришел такой ответ: «Уважаемый Сергей, ваш проект не представляет исторической и художественной ценности для музыкальной индустрии». Больше государственной поддержки я не искал. Но стоит отдать должное друзьям, союзникам, артистам и партнерам, которые помогали лейблу. Поэтому все записи, которые вы можете послушать на Fancy, не только моя заслуга.


А с иностранными исполнителями ты сотрудничаешь?

Нет. Это лично мое ограничение. Вообще, для свободы творчества хорошо иметь какие-то рамки, их я установил с самого начала. Мы работаем исключительно с русской музыкой. Конечно, у нас есть международные проекты, где участвуют западные артисты, но это скорее исключение.


Чем западная звукозаписывающая индустрия отличается от российской?

На Западе, в отличие от России, уже сложившееся музыкальное комьюнити. Это более высокий уровень организации и знания всех процессов. Ну и, конечно же, большую роль в музыке, которой мы занимаемся, играет государственное финансирование. В таких условиях релиз возможно спланировать заранее. А дело в том, что западная звукозаписывающая индустрия существует гораздо дольше, чем у нас. Можем называть это инфраструктурой, платформой, креативным сообществом, но самое главное — это наличие идейных потоков внутри индустрии, которые способствуют появлению новых проектов. Таким сообществом, по моему мнению, является Noôdome в Москве. Очень важно, когда есть рядом единомышленники, своего рода бурлящий котел идей, которые воплощаются в жизнь. А еще в России почти никто не пишет о музыке. Конечно, есть авторы и издания, которые занимаются этой сферой, но их очень мало. В России звукозаписывающая индустрия все еще молода. Мы работаем в более сжатые сроки, но при этом продолжаем выпускать альбомы, несмотря на некоторые трудности.


Расскажи о самом интересном релизе (или релизах), в создании которого ты принял участие.

За десять лет работы было много интересного. Мне вспомнился альбом-сборник, посвященный юбилею Лермонтова, который мы сделали как раз с Юрой Визбором — младшим. Всего лишь за три месяца мы создали песни на стихи поэта, записали и выпустили двойной альбом. Я бы очень хотел выделить именно этот альбом. Отмечу еще один интересный и очень сложный проект — оперный сериал «Сверлийцы» «Электротеатра "Станиславский"» из 5 серий. Во время репетиций мы записывали весь материал, для выпуска у нас была всего пара недель. Ко дню премьеры оперы были уже на всех цифровых площадках.

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 7)


Сотрудничество мечты — какое оно?

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 8)

Какой хороший вопрос! Я никогда на эту тему не думал, и никто меня об этом даже не спрашивал. Из неосуществимых — хотел бы поработать с Prince, в последнее время часто слушаю именно его. А есть так называемые сотрудничества мечты, которые мне уже удалось осуществить. Например, я выпустил альбом с Теодором Курентзисом.


В последнее время в музыкальной индустрии многое поменялось. Ушли стриминговые сервисы. Что мы потеряли с их уходом и есть ли какая-то российская альтернатива?

Во-первых, всегда есть отечественные сервисы «Яндекс.Музыка», «VK Музыка», «Звук», которые появились за последние десять лет. На их базе существуют музыкальные редакции, которые интересуются молодыми артистами и занимаются продвижением именно российской музыки. И я очень благодарен им за поддержку. Можно сказать, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы. Например, раньше релиз Fancymusic мог выйти в один день с релизом Бейонсе. Очевидно, что в этом случае нашего артиста могли не заметить. А сейчас у нас появилась возможность попасть не просто в жанровые плейлисты, а в топ новинок недели на этих площадках.


Какие ближайшие релизы запланированы на Fancymusic?

29 октября в ДК «Рассвет» состоится презентация альбома «Процесс» композитора Игоря Яковенко и Алика Христофориди. Этот релиз интересен тем, что вы услышите совсем не ту музыку, которая была записана. Концепция альбома заключается в видоизменении первоначальных композиций, реакций музыкантов и инструментов друг на друга и на происходящее в зале. Также мы будем продолжать издавать серию струнных квартетов, записанную с Vacuum Quartet. Каждый альбом будет включать сочинения одного композитора. А еще запланирован релиз, который должен стать двухсотым на лейбле и выйти ко дню рождения «Fancy» в декабре. Не буду говорить, что именно это будет, но я возлагаю на него большие надежды.

«Музыка, которая создается здесь и сейчас». Основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин — о новых релизах и будущем индустрии (фото 9)


В последнее время мы наблюдаем отток музыкантов в страны СНГ и Европу. Можем ли мы говорить о том, что вскоре появится спрос на русскую музыку на Западе?

Не знаю, посмотрим. Я не могу сказать, что у нас выросло количество прослушиваний. Как это ни странно, изначально Fancymusic слушает примерно 70–80% западной аудитории. Видимо, это обусловлено тем, что композиторы на лейбле известны за рубежом. Вторая причина заключается в том, что западная аудитория привыкла платить за музыку.


Есть ли особая миссия у Fancymusic? Если да, то какая?

Мне всегда хотелось просто заниматься любимым делом. Fancy — это реализация внутреннего творческого потенциала. А что касается цели, наверное, здесь все, как у всех: хочется оставить память о себе и о музыке, которая зарождалась на моих глазах.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7