Устали от всего? Послушайте альбом пианиста Риада Маммадова
Почему здесь и сейчас — подходящее время, чтобы вслушаться в классику
Фортепианные миниатюры композиторов-романтиков — что-то вроде ключа к их мыслям и переживаниям, выраженные нотами и гармониями. Проще говоря, к той самой внутренней жизни с ее чувствами и мечтами. Этот жанр ничуть не стремится к помпезности или монументальности — скорее скромно примостился в стороне и сейчас приходится очень кстати. Когда все привычное и знакомое перестало быть таковым, а под запретом оказались не только концерты и спектакли, но даже прогулки, мир спешно занялся ревизией ценностей. Мы быстро вспомнили, как много значат самые простые вещи: прикосновение чьей-то руки, крепкое объятие, возможность видеть друг друга не через экраны, а по-настоящему. Не то чтобы раньше мы оставляли все это без внимания, но на высоких скоростях чаще проскакивали мимо. В сложившейся ситуации появление новой пластинки Риада Маммадова с сочинениями Чайковского, Шопена и Дебюсси кажется весьма удачным. Ведь романтиков, кроме прочего, отличал еще и уход от внешнего к внутреннему; от реальности, изменить которую сейчас мы не в силах, к эмоциям.
Своему дебютному мини-альбому пианист Риад Маммадов дал название «Суррогатные мечты II». Он писал его в течение двух лет в Париже, размышляя о том, что исполнитель — проводник, с помощью музыки соединяющий нас с мыслями и намерениями композитора, с ним настоящим и искренним. Идея альбома пришла Маммадову во время концерта на Новой сцене Александринского театра, куда привезли из музея Фаберже рояль гениального Олега Каравайчука. На нем композитор в растянутом красном свитере и берете любил импровизировать в тишине пустого музейного зала. Исполняя на этом инструменте музыку композиторов-романтиков, Риад решил, что несколько сочинений из цикла 12 пьес средней трудности Чайковского, ми-минорный вальс Шопена и «Эстампы» (вернее первая пьеса из цикла под названием «Пагоды») Клода Дебюсси станут отдельным альбомом. Эта пластинка, как он сам сказал, зафиксирует чувство его собственного рая или хотя бы максимальное к нему приближение.
Альбом Риада Маммадова — это музыкальное путешествие по мирам трех композиторов. Нежная грусть Шопена сливается с несколько меланхоличным счастьем Дебюсси, искавшем и находившем откровения в природе. Этих оттенков, чутко подхваченных и прожитых пианистом, в альбоме немало. А сейчас особенно приятно держаться за мысль, что есть у нас что-то вечное.