«У свободы нет границ»: новый проект Sila Sveta — глазами его создателей
С 11 по 20 октября в рамках фестиваля Festival of Lights на Берлинскую телебашню проецировали свои шоу ведущие мэппинг-студии мира. Российская команда Sila Sveta стала одним из участников фестиваля и создала мультимедийный проект «Freedom Has No Boundaries» («У свободы нет границ»). Также к фестивалю студия сделала две тематические AR-маски, которые можно найти в их инстаграме. «Тема фестиваля, приуроченного к 30-летию падения Берлинской стены, — лучи свободы, — рассказывает креативный директор студии Александр Ус о новой работе. — Мы решили не упускать такой шанс и визуально рассказать о падении одного из самых абсурдных строений человечества». В конкурсе шоу российской студии заняло третье место. Премьера ролика и рассказ Уса о проекте — в материале BURO.
О работе с художниками
Мультимедийное шоу «Freedom has no boundaries» — это коллаборация с 15 молодыми художниками, которых мы считаем интересными и актуальными: в их числе Покрас Лампас, Андрей Шугальский, Владимир Виес, Татьяна Жиляева, Стас Башкатов, Свят и Настя Вишняковы, Василий Шихачевский, Полина Парыгина, Татьяна Егошина. На работу был месяц: одну ее половину делала наша студия, другую — художники. Мы раздали задания и скидывали в общий чат эскизы. В целом на берлинскую башню тяжело спроецировать что-то, потому что она узкая и вертикальная: ты должен голову сломать, чтобы найти подходящие образы. Поэтому мы пытались как-то помочь друг другу, у нас был коллективный разум.
О православных активистах
Особое внимание привлек «Мета-супрематический крест» Покраса Лампаса, по поводу которого прогремел скандал в Екатеринбурге: православным активистам не понравилось, что по его фреске предполагалось ходить. Мы позвали Покраса в берлинский проект, потому что знаем друг друга с 2012 года. Не многие разглядят, но в одном из наших конкурсных шоу 2013 года «Rapping Mapping» была его работа. Кроме того, нам показалось, что для него суперактуальна тема цензуры.
Символы и их значения
Изначально монтаж шоу предполагал быструю нарезку разных образов на тему «несвобода». Мы выбирали общую визуальную тематику: должна быть линия, которая связывает всю историю, дает драму, некий сюжет. Сначала это были просто разрозненные образы: перевернутая ручка с обнаженной девушкой, потом жезл, а потом возник огромный градусник, который поднимает точку кипения. Стена бывает не только физической, но и ментальной — в головах людей. Градусник определяет точку кипения, в данном случае — точку кипения в истории ГДР и ФРГ, в итоге и разрушившую стену.
О несвободе
В этой работе мы критикуем не только российскую власть, потому что, покатавшись по миру, видим ограничение свобод в разных точках. Это общее место. Мы работаем на Ближнем Востоке, в Китае — и видим, как в разных странах проявляются ограничения. Да, в этом видео можно разглядеть намеки на то, что происходит в России, но тем не менее шоу «Freedom has no boundaries» посвящено истории ФРГ и ГДР.
О саунд-дизайне
Музыка сыграла огромную роль в разрушении стены, и одним из символов несвободы для нас стал радиоприемник. В конце 1980-х разваливалась система, но Социал-демократическая партия Германии продолжала петь гимны и не замечать фундаментальных вещей. Об этом приемник: рука полицейского переключает на «Интернационал», потом рука парня в косухе переключает обратно на техно. Композитором в проекте выступил Андрей Ойд, один из самых видных электронщиков России.